В начале 1950-х годов США ощущали большую потребность в получении точных разведывательных данных о СССР, ее союзниках. Инструментом для ее получения мог стать по мнению ЦРУ США высотный скоростной разведчик дальнего действия. Самым перспективным из предлагаемых проектов оказался проект CL-282 фирмы Lockheed. Первый прототип совершил полет в августе 1955 года. Уже первые испытании самолета показали исключительные возможности нового самолета, и начальный заказ ЦРУ был пополнен заказом от ВВС США. Самолет получил обозначение U-2, буквенное обозначение U было принято из секретных требований, для скрытия назначения самолета. Часть самолетов U-2 были выпущены в модификации WU-2, для выполнения атмосферных исследований.
С июля 1956 U-2 совершали регулярные разведывательные полеты над территорией СССР. Так продолжалось до мая 1960 года, когда разведчик U-2 был сбит ЗРК С-75. Это сказалось на пересмотре программ ЦРУ в пользу сверхзвукового (до М=3) А-12 (SR-71).
Модификации самолета:
U-2A: первоначальный серийный вариант, оснащенный турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J57-P-7 или J57-P-57A тягой 4763 кг или 5080 кг соответственно.(Август 1955 г.)
WU-2A: обозначение самолетов U-2A, использовавшихся ВВС США для атмосферных исследований.
U-2B: усовершенствованный серийный вариант с усиленным планером, турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J57-P-13 или J57-P-13B тягой 7167 кг или 7711 кг соответственно и увеличенным запасом топлива.
U-2C: серийный вариант с увеличенным запасом топлива и удлиненной носовой частью, дополнительным оборудованием для электронной разведки (Elint).
U-2CT: двухместный учебно-тренировочный самолет; построено два аппарата со ступенчатым расположением двух раздельных кабин пилотов.
U-2D: двухместный вариант самолета U-2B для высотных исследований.
U-2EPX: предложенный вариант морского наблюдательного самолета для ВМС США; два самолета были переделаны из аппаратов U-2R.
U-2R: усовершенствованный вариант; намного больше, тяжелее и с увеличенной емкостью горючего (1967 год).
U-2S: модификация на базе U-2R. На самолете установлен более мощный двигатель General Electric F118-GE-100 мощностью 8600 кгс. Крейсерская скорость - 760 км/ч. Высоты 18 км самолет достигает за 35-45 минут. Самолет был принят на вооружение в октябре 1994 года.
TR-1A: одноместный усовершенствованный вариант самолета U-2R с двигателями J75-P-13 и более современным авиационным оборудованием.
TR-1B: двухместный учебно-тренировочный самолет с кабинами пилотов на одном уровне.
ER-2: обозначение двух самолетов U-2R после модификации для использования НАСА.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1956
Размах крыла - 24,5 м
Длина самолета - 15,24 м
Высота самолета - 4,57 м
Площадь крыла - 55,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 6464
- максимальная взлетная - 10954
Внутреннее топливо - 5792 л
Тип двигателя - 1 ТРД Pratt & Whitney J75-P-13В
Тяга нефорсированная - 7170 кгс
Тяга форсированная - 7710 кгс
Максимальная скорость - 850 км/ч
Крейсерская скорость - 740 км/ч
Практическая дальность - 4633 км
Продолжительность полета - 6 ч
Практический потолок - 21335 м
Экипаж - 1 чел