Разработка турбореактивного двигателя РД-33 в НПП "Завод
им. В.Я.Климова" началась в начале 70-х годов. Двигатель предназнначался
для двухдвигательной силовой установки истребителя МиГ-29
и его модификаций с общей выносной коробки самолётных агрегатов и с
индивидуальным регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником для каждого
двигателя. Конструкция выполнена модульной, что позволяет восстанавливать
двигатель в условиях эксплуатации путём круплоблочной разборки-сборки.
В 1984 году прошли Государственные испытания. Серийное производство
организовано на Московском машиностроительном заводе им. В.В.Чернышева
и Омском моторостроительном производственном объединении им. П.И.Баранова.
РД-33 представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный
двигатель модульной конструкции со смешением потоков в общей форсажной
камере и регулируемым реактивным соплом. Двигатель оборудован системами
защиты и раннего обнаружения неисправностей.
Двигатель надёжно работает во всём диапазоне скоростей и высот полёта
МиГ-29, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения. Он
имеет малый удельный вес (0,127) и высокую температуру газа перед турбиной.
На РД-33 применена "температурная раскрутка", составляющая по величине
140°. Двигатель даёт возможность полёта до числа М=2,35. Время приемистости
двигателя при переходи с малого газа на полный форсированный режим составляет
4-5 с. В настоящее время для повышения манёвренности для двигателя
разрабатывается система управления вектором тяги.
Всего изготовлено более 5000 двигателей РД-33. Ремонт осуществляется
на авиаремонтных заводах №121 (Кубинка), №218 (Гатчина), №570 (Ейск).
Лицензию на производство двигателя приобрела Индия.
Модификации двигателя:
-
И-88 - бесфорсажный для штурмовика Ил-102.
-
РД-33 - двигатель для истребителя МиГ-29.
-
РД-33АС - стартовый двигатель для анфибии А-42ПЭ.
-
РД-33К - двигатель для палубного самолёта МиГ-29К.
Отличается дополнительной антикоррозионной защитой.
-
РД-33МК "Морская оса" - модернизированный дял МиГ-29К.
-
РД-33Н
-
РД-33-10М2 - опытный с отклоняемыми в двух плоскостях соплами.
-
РД-133 - модернизированный с отклоняемым вектором тяги.
-
CMP-95A/B - экспортный. Разработан для модернизации "Миражей" ВВС ЮАР.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр |
4230
1040 |
Масса сухая, кг |
1055 |
Степень двухконтурности |
0,48 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
77 |
Степень повышения давления в компрессоре |
21 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1407 |
Тяга, кгс:
на форсаже
на взлётном режиме |
8300
5040 |
Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/кгс·ч. |
0,77 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Литература
- Парамонов В. Наши двигатели для "Миражей" // Крылья Родины. - 2000. - №11. - С. 12.
- Третьяков О. Эксплуатация РД-33 по техническому состоянию // Крылья Родины. - 1999. - №5. - С. 14.
|