Турбореактивный двухвальный двигатель Р-95Ш разработан
в ОКБ-300 им. С.К.Туманского под руководством С.А.Гаврилова в 1979 году
для штурмовика Су-25. За основу взят двигатель
Р-13Ф-300. Отличие заключается в нерегулируемом
сопле и отсутствии форсажной камеры. Серийно выпускался на Уфимском
моторостроительном производственном объединении с 1980 года.
Компрессор осевой, двухконтурный, 8-ступенчатый (3 ступени низкого и
5 ступеней высокого давления). Камера сгорания прямоточная трубчато-кольцевая
(10 жаровых труб с 2 воспламенителями). Газовая реактивная турбина осевая,
двухступенчатая, с охлаждаемыми сопловыми лопатками первой ступени, корпусом
и дисками. Реактивное сопло нерегулируемое, сужающееся. Двигатель имеет
нижнюю коробку приводов и оснащён автономным электрическим запуском (от
аккумуляторов или аэродромных источников электроэнергии).
Р-95Ш зарекомендовал себя очень надёжным и простым в эксплуатации.
Опыт применения Су-25 подтвердил высокую боевую живучесть двигателя.
Капитальный ремонт двигателя осуществлялся на 218 АРЗ в Гатчине.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр максимальный |
3300
914 |
Масса сухая, кг |
990 |
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч |
1,28 |
Степень повышения давления в компрессоре |
8,66 |
Температура газа перед турбиной, °C |
875 |
Взлётная тяга, кгс |
4100 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994. - С. 203.
|