Разработка турбореактивного двигателя АМ-11 в ОКБ-300
началось в 1953 году под руководством А.А.Микулина (позже его сменил
С.К.Туманский). 9 сентября вышло Постановление СМ СССР о разработке
двигателя АМ-11. При создании двигателя были теоретически разработаны
и применены основные принципы регулирования двухвальных турбореактивнях
двигателей с форсажной камерой, что обеспечило получение оптимальных
высотноскоростных характеристик, простоту и надёжность эксплуатации.
В 1958 году двигатель успешно прошёл Государственные стендовые испытания
и был запущен в серийное производство под обозначением Р-11-300 на
Московском моторном заводе им. В.В.Чернышева и Уфимском моторном заводе.
Устанавливался на самолётах МиГ-21,
Су-15, Як-25РВ, Як-28,
Як-28П.
Р-11Ф-300 - двухвальный турбореактивный двигатель с шестиступенчатым
осевым компрессором, трубчато-кольцевой камерой сгорания, двухступенчатой
турбиной и форсажной камерой с регулируемым соплом. Компрессор содержит
по 3 высоконапорных сверхзвуковых (околозвуковых) ступени каскадов
низкого и высокого давления. Выносные опоры отсутствуют. Двигатель
работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Всего изготовлено более 20000 двигателей Р-11-300 всех модификаций.
Копия Р-11-300 выпускалась в Китае (устанавливался на истребителе J-7).
Капитальный ремонт двигателя в 1962-1975 годах производился на ремонтных
заводах №12 (Хабаровск), №218 (Гатчина) и №570 (Ейск). Отработавшие
лётный ресурс двигатели применялись на пожарной машине АГВТ-150(375).
Модификации:
-
АМ-11 - прототип.
-
Р-11А-300 - двигатель для бомбардировщика Як-28 (опытный). Отличался
расположением коробки агрегатов.
-
Р-11АФ-300 - форсированный до 5750 кгс. Устанавливался на Як-28.
-
Р-11АФ2-300 - форсированный до 6100 кгс. Устанавливался на бомбардировщиках
Як-28И, Як-28Л, перехватчике Як-28П.
-
Р-11АФ3-300 - двигатель для перехватчика Як-28ПМ.
-
Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф") - двигатель для истребителя МиГ-21.
-
Р-11Ф2C-300 ("изделие 37Ф2С") - форсированный до 6200 кгс. Устанавливался
на истребителе Су-15.
-
Р-11Ф2CУ-300 - доработанный.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр |
4660
825 |
Масса, кг |
1040 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
64,5 |
Степень повышения давления в компрессоре |
8,6 |
Температура газа перед турбиной, °C |
902 |
Тяга, кгс:
взлётная максимальная
на форсаже |
4200
5110 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:
на взлётном режиме
на крейсерском режиме |
1,96
0,94 |
Ресурс, час. |
- |
Литература
- Сергеев П.Н. Советский истребитель-перехватчик Су-15. - Киров: Общество любителей военной техники и моделизма, 1999. - С. 41.
- Якубович Н.В. МиГ-21. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 253.
|