Принятый в 1937 году на вооружение перспективный дальний бомбардировщик ДБ-З к началу сороковых годов требовал модернизации. Конструкторский коллектив С.В. Ильюшина, продолжая добиваться повышения летно-технических качеств самолета, последовательно создал ряд улучшенных вариантов машины - ДБ-3м и ДБ-3ф. По размерам, контурам крыла, оперения и всей хвостовой части фюзеляжа этот вариант совпадал с ДБ-З, но кабина штурмана стала "остроносой", с большими -поверхностями остекления. Взамен прежней поворотной установки с пулеметом ШКАС в ней установили крупнокалиберный пулемет. Кроме того, добавили новую огневую точку под хвостом фюзеляжа. Серьезные изменения были внесены в конструкцию самолета: все трубы в лонжеронах крыла заменили профилями - таврами и угольниками; закрытые профили нервюр и шпангоутов - угольниками и отбортовками листов, устранили внутреннюю клепку в трубах. Нововведения позволили упростить технологию в соответствии с плазово-шаблонным более производительным методом производства.
Благодаря этому заводы сравнительно быстро освоили производство нового варианта машины и в течение 1940-1944 гг. построили более 5 тыс. самолетов ДБ-Зф, получивших в марте 1942 г. название Ил-4. Двигатели ставились М-88Б, пробовались М-82, М-89, М-90 (в серии не строились). В годы Великой Отечественной войны Ил-4 был основным бомбардировщиком Дальней авиации и авиации Военно-Морского Флота. На этих самолетах морские летчики 7 августа 1941 года. нанесли первый бомбовый удар по столице фашистской Германии. Скорость серийных Ил-4 с двумя двигателями М-88Б взлетной мощностью в 1100 л. с. достигала 344 км/час у земли и 445 км/час на высоте 6 тыс. м., потолок - до 9400 м. Дальность полета в зависимости от боевой нагрузки (нормальная -1 т, максимальная до 3 т) соответственно менялась. При крейсерской скорости в 340 км/час с боевой нагрузкой в 1 т она достигала 3600 км, с 500 кг бомб до 4000 км. Максимальный взлетный вес самолета - около 10 т, вес пустого - 5500 кг.
Ил-4Т
Ил-4Т - торпедоносец, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина на базе дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф). Работы по созданию торпедоносца вылись в ОКБ С.В. Ильюшина еще с середины 30-хх годов. На базе дальнего бомбардировщика ДБ-3б были созданы два варианта торпедоносца: серийный (небольшая серия) ДБ-3Т, был выпущен в 1938 году и участвовал в Великой Отечественной войне (применялся с торпедами 45-36-АН и 45-36-АВ) несерийный ДБ-3ТП -торпедоносец поплавковый, тот же что и ДБ-3Т, но с установкой на поплавки типа "Ж". Дальнейшие работы проводились уже с модернизированной версией ДБ-3Ф (Ил-4). Изменения по сравнению с бомбардировочной версией было внесено очень мало - установлено несколько другое прицельное оборудование и бронировалось кроме бронеспинки сиденья летчика еще и место стрелка (6-9-мм бронеплита). В варианте торпедоносца 1000 кг бомба заменялась торпедой 45-36-АН, сбрасываемая с малых высот, или торпедой 45-36-АВ - с больших высот.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 21,44 м
Длина - 14,76 м
Высота - 4,1 м
Площадь крыла - 66,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 5800
- нормальная взлетная - 11570
Тип двигателя - 2 ПД М-88Б
Мощность - 2 х 1100 л.с.
Максимальная скорость - 430 км/ч
Крейсерская скорость - 406 км/ч
Практическая дальность - 3800 км
Максимальная скороподъемность - 1140 м/мин
Практический потолок - 9700 м
Экипаж - 3-4 чел
Вооружение: 1 12.7-мм пулемет БТ, 2 7.62-мм пулемета ШКАС, 1-2 940-кг торпед 45-36-АВ или -АН; 2500-2700 кг бомб.