ОКБ им. Ильюшина Ил-18 Военно-транспортный самолет
Самолет Ил-18 был разработан в середине 50-х гг. в ОКБ Ильюшина, чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75/100-местном транспортном самолете средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр поднялся в воздух 4 июля 1957г., а 20 апреля 1959г. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата; в конечном итоге было построено около 700 машин. По мере вывода самолетов Ил-18 из эксплуатации на гражданских авиалиниях некоторые из них были переделаны в самолеты электронного радиопротиводействия (ECM) или электронной разведки (Elint) Ил-20, которые проходили в отчетах НАТО под обозначением "Coot-A". Кроме самолета "Кут-А" существует другой военный вариант - самолет морской разведки/противолодочный самолет (ASW) Ил-38 "May". Он отличается от стандартного Ил-18 удлиненным фюзеляжем, наличием хвостовой балки с магнитным обнаружителем подводных лодок (MAD), возможностью установки вооружения, а также сдвинутым вперед крылом для компенсации смещения центра масс из-за введения дополнительного оборудования и снаряжения.
Модификации самолета:
Ил-18 - первая серийная модификация на 75 пассажиров.
Ил-18Б - вариант Ил-18, рассчитанный на 84 пассажира.
Ил-18В - усовершенствованный серийный вариант 1961г., рассчитанный на 90-100 пассажиров.
Ил-18И - самолет с более мощными двигателями АИ-20М, увеличенным запасом горючего и салоном на 122 пассажира.
Ил-18Д - серийный вариант самолета Ил-18И.
Ил-18ДОРР - вариант Ил-18Д для разведки рыболовецких промыслов.
Ил-18Е - серийный вариант Ил-18И без увеличения запаса горючего.
Ил-18Т - грузовой транспортный вариант.
Ил-22 - летающий командный пункт на базе Ил-18.
Ил-24 - разведывательный вариант на базе Ил-18Д.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1965
Размах крыла - 37,42 м
Длина самолета - 35,90 м
Высота самолета - 10,17 м
Площадь крыла - 140,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 35000
- максимальная взлетная - 64000
Внутреннее топливо - 22700 + 7300 л
Тип двигателя - 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
Мощность - 4 х 4250 л.с.
Максимальная скорость - 685 км/ч
Крейсерская скорость - 625 км/ч
Практическая дальность - 6500 км
Дальность действия - 3700 км
Практический потолок - 10000 м
Экипаж - 5 чел
Полезная нагрузка: 120 пассажиров или 13500 кг груза.