Самолет Ил-14-30Д (десантный) был создан в 1955 г. на базе пассажирского самолета Ил-14П и предназначался для транспортировки 30 десантников, а также мелких грузов общей массой до 3000 кг. Самолет строился серийно.
Ил-14-30Д отличался от своего гражданского предка Ил-14П тем, что его десантная кабина (1,94х2,67х9,89 м) была переоборудована из пассажирской и удлинена за счет снятия переднего багажного отделения и буфета. Теплоизоляция десантной кабины и туалета была заменена облегченной, в кабине установлена новая система отопления и изменено освещение. Загрузочный люк переднего багажного отделения отсутствовал. Панели и балки пола десантной кабины были усилены, вдоль бортов кабины установлены 30 откидных сидений.
Грузовой самолет Ил-14Гр был создан в 1956 г. на базе пассажирского самолета Ил-14М, но с фюзеляжем Ил-14П. Строили его в небольшом количестве и использовали в основном для перевозки различных грузов на гражданских авиалиниях, а также в Полярной авиации.
Грузовой самолет Ил-14Гр имел такую же, как у Ил-14-30Д, грузовую кабину с усиленным металлическим полом и большую грузовую двустворчатую дверь на левом борту фюзеляжа позади крыла. Вдоль бортов грузовой кабины размещались откидные сиденья. Загрузка и разгрузка самолета осуществлялась при помощи наземных погрузочных средств.
Транспортный самолет Ил-14Т, по назначению аналогичный самолету Ил-12Д, был создан в 1956 г. на базе самолета Ил-14М, но с фюзеляжем такой же длины, как у грузового варианта Ил-14Гр. Предназначался он для использования в следующих основных вариантах: грузовом — для транспортировки различных грузов общей массой до 2700 кг; десантно-транспортном — для транспортировки и сбрасывания на парашютах различных десантных грузов или 21 парашютиста-десантника; санитарном — для транспортировки 18 носилочных больных или раненых с сопровождающим медработником; буксировочном — для буксировки планера с полетной массой до 7000 кг. На самолете было смонтировано десантно-транспортное оборудование для всех четырех вариантов.
Грузовая кабина самолета Ил-14Т удлинена по сравнению с десантной кабиной Ил-14-30Д за счет заднего багажного отделения и перемещения туалета к задней перегородке. В отличие от Ил-12Д грузовая дверь увеличена по ширине (2,71х1,6 м), а открывающаяся внутрь кабины дверь для десантников была сделана в передней створке. Входная дверь по правому борту сдвинута несколько вперед, размеры ее увеличены, дверь выполнена открывающейся внутрь кабины. Увеличенная по ширине грузовая дверь обеспечивала возможность загрузки в самолет автомашины типа ГАЗ-69 и другой техники. Для размещения десантников на бортах кабины установлено 21 откидное сиденье.
В отличие от Ил-12Д для транспортировки и сбрасывания на парашютах десантируемых грузов в грузовой кабине устанавливался конвейер, состоявший из грузового эскалатора, выводного транспортера и электромеханического привода. Сбрасывание десантируемых грузов обеспечивалось через входную дверь. Управление конвейером — из кабины пилотов, кабины штурмана или со щитка у грузовой двери.
Снаружи самолета под центропланом были установлены два балочных держателя для наружной подвески крупногабаритных десантируемых грузов.
На левом борту у рабочего места штурмана, так же, как и на Ил-12Д, вместо окна был установлен прозрачный блистер полусферической формы с прицелом для сбрасывания десантируемых грузов.
В передней части фюзеляжа под полом устанавливался аэрофотоаппарат для контроля за сбрасыванием грузов, в ХЧФ — замок для буксировки планера, управляемый из кабины пилотов.
Загрузка и разгрузка самолета могли производиться при помощи наземных погрузочных средств или перевозимыми на самолете бортовыми погрузочными приспособлениями, состоявшими из грузовой площадки, устанавливавшейся у порога грузовой двери, разборного погрузочного трапа, лебедки и поворотного погрузочного крана с лебедкой. С помощью поворотного крана, устанавливавшегося в кабине у передней кромки грузовой двери, грузы массой до 300 кг могли загружаться в кабину непосредственно из кузова автомашины или с земли.
Самолет Ил-14Т, переоборудованный в вариант для Аэрофлота (без десантного и другого специального оборудования), широко применялся при перевозке различных народнохозяйственных грузов, а также в Полярной авиации по обеспечению различных научных экспедиций в Арктике и Антарктиде.
Модификации самолета:
Ил-14 - первая серийная модификация.
Ил-14П - пассажирский вариант на 18 мест.
Ил-14ПС, Ил-14С, Ил-14СИ и Ил-14СО - варианты для перевозок высокопоставленных лиц.
Ил-14М - модернизированный Ил-14 на 30-32 пассажира.
Ил-14Т - транспортный вариант Ил-14.
Ил-14ТБ - вариант для буксировки десантных планеров.
Ил-14ТС - санитарный вариант.
Ил-14-30Д, Ил-14ТД и Ил-14Т-ТД - десантные варианты.
Ил-14Г - грузовой вариант Ил-14М.
Ил-14 ЛИК-1 и Ил-14 ЛИК-2 - летающие лаборатории для исследований различной бортовой аппаратуры.
Ил-14 Патрульный - вариант для погранвойск КГБ СССР.
Ил-14ФКП и Ил-14ФКМ - аэрофотосъемщики.
Ил-14 Crate-C - построенная в Польше по лицензии версия Ил-14 с возможностями самолета РЭБ.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1954
Размах крыла - 31,7 м
Длина самолета - 22,31 м
Высота самолета - 7,9 м
Площадь крыла - 99,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 12600
- максимальная взлетная - 18000
Внутреннее топливо - 6500 л
Тип двигателя - 2 ПД Швецов АШ-82Т
Мощность - 2 х 1900 л.с.
Максимальная скорость - 430 км/ч
Крейсерская скорость - 350 км/ч
Практическая дальность - 3200 км
Дальность действия - 400-1500 км
Практический потолок - 7400 м
Экипаж - 3-4 чел
Полезная нагрузка: 18-42 пассажиров или 3050-3440 кг груза