В 1985 году в ОКБ им. Н.Д.Кузнецова началось изучение
концепции винтовентиляторного двигателя высокой степени двухконтурности.
Было определено, что закапотированный ТВВД с соосными винтами обеспечит
на 7% большую тягу, чем незакапотированный двигатель и закапотированный
ТВВД с одноступенчатым вентилятором.
В 1990 году КБ приступило проектирование такого двигателя, получившего
обозначение НК-93. Он предназначался в первую очередь для самолётов
Ил-96М, Ту-204П,
Ту-214, Но заитересованность в новом двигателе
проявило и Министерство Обороны (планируется установка на военно-транспортном
Ту-330). За основу конструкции был взят двигатель
НК-92. Изготовление первого газогенератора началось в 1988 году. В 1989
году начались его испытания.
НК-93 выполнен по трёхвальной схеме с приводом закопотированного двухрядного
винтовентилятора противоположного вращения СВ-92 через редуктор. Редуктор
планетарный с 7 сателлитами. Первая ступень винтовентилятора 8-лопастная,
вторая (на неё приходится 60% мощности) - 10-лопастная. Все лопасти
саблевидные с углом стреловидности 30°, изготовлены из эпоксидного
графитопластика (на первых 5 прототипах устанавливались лопасти из
магниевого сплава). Газогенератор включает кольцевую камеру сгорания,
8-ступенчатый компрессор высокого давления, 7-ступенчатый компрессор
низкого давления и 3-ступенчатую свободную турбину, передающую мощность
на редуктор. Привод обоих компрессоров осуществляется от одноступенчатых
турбин. Лопатки и диски компрессора низкого давления и первые 5 рабочих
колёс компрессора высокого давления изготовлены из титана, остальные -
из стальных сплавов. Диски турбин выполнены из сплавов на основе никеля,
рабочие лопатки турбины высокого давления - из монокристаллических материалов,
а лопатки турбины среднего давления - из материалов с направленной кристаллизацией.
Технические характеристики нового двигателя в мире аналогов не имели.
По параметрам термодинамического цикла НК-93 близок к ныне разрабатываемым
за рубежом двигателям, но имеет несколько лучшую экономичность (на 5%).
Но из-за недостаточного финансирования работы сильно затянулись. В настоящее
время изготовлено 10 экземпляров двигателя, на которых проходят всесторонние
испытания. Для наземных испытаний разработан ряд стендов. Лётные испытания
проводятся с привлечением летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Серийное производство
предполагается на на Казанском моторостроительном производственном объединении
в кооперации с ОАО "Моторостроитель" и ОАО "Металлист-Самара".
Модификации двигателя:
-
НК-38 - газоперекачивающая установка.
-
НК-93В
-
НК-94 - на криогенном топливе.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр внешний
диаметр винтовентилятора |
5975
3150
2900 |
Масса сухая, кг |
3650 |
Степень двухконтурности |
16,6 |
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч |
0,49 |
Расход воздуха на крейсерском режиме, кг/с |
1000 |
Степень повышения давления в компрессоре |
37,0 |
Температура газа перед турбиной, °C |
- |
Взлётная тяга, кгс |
18000 |
Тяга на крейсерском режиме, кгс |
3300 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Ресурс, час.:
назначенный
до первого капремонта |
15000
7500 |
Литература
- Боев Д. От двигателя! Или все же к нему? // Авиапанорама. - 1998. - №1.
- Гриценко Е., Осипов В., Сватенко С., Клинский Б. В 21 век с двигателем пятого поколения // Двигатель. - 2000. - №3. - С. 16.
|