Разработка турбовинтового двигателя ТВ-12 для бомбардировщика
Ту-95 началась в ОКБ-276 под руководством Н.Д.Кузнецова
в 1951 году. Специально для двигателя была создана высокоэкономичная
турбина (КПД - 94%). Двигатель имел множество совершенных технологических
решений. Впервые были применены: регулировка компрессора клапанами
перепуска воздуха, система регулирования подачи топлива в едином блоке,
автоматическое флюгирование винтов как система защиты двигателя, регулирование
радиальных зазоров в турбине.
В декабре 1953 года Министерство авиационной промышленности утвердило
общую компоновку двигателя. Летом 1954 года начались доводочные испытания
ТВ-12 на летающей лаборатории Ту-4ЛЛ. В декабре новый двигатель был установлен
на втором прототипе Ту-95 ("95-2"). В 1955 году началось серийное производство
двигателя на Куйбышевском моторостроительном заводе №24 под обозначением
НК-12.
НК-12 состоит из редуктора, осевого компрессора, камеры сгорания,
реактивной турбины и нерегулируемого реактивного сопла. Редуктор двигателя
- дифференциальный, с передаточным отношением от ротора к воздушному винту
0,088. Редуктор передаёт мощность турбины на соосный воздушный винт (передний
винт потребляет 54,4% мощности, задний - 45,6%). Компрессор осевой, 14-ступенчатый
(степень повышения давления на номинальной мощности - 9,3-9,7, КПД - 88%).
На картере компрессора размещаются коробка приводов самолётных агрегатов
и турбостартер ТС-12М. Камера сгорания кольцевого типа с 12 головками.
Турбина пятиступенчатая, состоит из 5 рабочих колёс и 5 направляющих
аппаратов. Ротор турбины вращается на шарикоподшипниках. Двигатель работает
на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, Т-2. Система смазки двигателя
циркуляционная, под давлением.
За создание самого мощного в мире турбовинтового двигателя Н.Д.Кузнецов
в 1957 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему присуждена
Ленинская премия.
Модификации двигателя:
-
НК-12 (ТВ-12) - базовый мощностью 12500 э.л.с. Устанавливался на первых
модификациях Ту-95. В 1954-1956 годах изготовлено
270 двигателей.
-
НК-12М - модернизированный мощностью 15000 э.л.с. Разработан в 1956 году.
Устанавливался на Ту-95М. В 1957-1969 годах изготовлено
578 двигателей.
-
НК-12МА - двигатель для транспортного самолёта Ан-22.
Применялись винты увеличенного диаметра АВ-90.
-
НК-12МВ - с увеличенным ресурсом. Применялись винты АВ-60Н с системой
автофлюгирования. Устанавливался на Ту-95К,
Ту-114, Ту-126,
Ту-142. В 1960-1962 годах изготовлено 806 двигателей.
-
НК-12МК - двигатель для экраноплана "Орлёнок". Отличался применением в
конструкции коррозионностойких материалов и специальных покрытий.
-
НК-12МП - двигатель для ракетоносца Ту-95МС. Увеличен
ресурс, снижен расход топлива, применены новые приводы для более мощных
генераторов. Устанавливался также на Ту-142М.
-
НК-12МПТ - модернизированный двигатель для Ту-142. Поставляется в Индию.
-
НК-12СТ - привод для газоперекачивающей установки.
-
НК-16 (ТВ-16) - высотный, форсированный по температуре. Мощность увеличена
до 16000 э.л.с. Разработан в 1952 году для опытного бомбардировщика Ту-96.
-
ДТ-4 - двигатель для судов на воздушной подушке. Разработан на Южном
турбинном заводе.
Технические характеристики
|
НК-12 |
НК-12МА |
Габариты, мм:
длина
диаметр |
4717
1200 |
4717
1200 |
Масса сухая, кг |
2900 |
3170 |
Удельный расход топлива, кг/л.с.*ч. |
0,164 |
0,166 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1150 |
1250 |
Мощность, э.л.с.
взлётная
крейсерская |
12500
6500 |
15000
8080 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
8300 |
8325 |
Литература
- Двигатель НК-12МВ. - М.: "Машиностроение", 1984.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
- Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - 2000. - №12. - С. 8-11.
|