В 1956 году ОКБ-478 А.Г.Ивченко и Н.Д.Кузнецова было
поручено разработать турбовинтовой двигатель мощностью 4000 л.с. для
среднемагистральных пассажирских самолётов, разрабатывавшихся в ОКБ
О.К.Антонова и С.В.Ильюшина. В 1957 году двигатель АИ-20 успешно прошёл
испытания и был запущен в серийное производство на Запорожском и Пермском
моторостроительных заводах. Устанавливался на самолётах Ан-8,
Ан-10, Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-18, Ил-38 и их модификациях.
АИ-20 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель.
Он состоит из осевого 10-ступенчатого компрессора, кольцевой камеры
сгорания, 3-ступенчатой неохлаждаемой турбины, планетарного редуктора
и нерегулируемого реактивного сопла. Двигатель работает с флюгерным
винтом изменяемого шага левого вращения АВ-68Д (АВ-68ДМ, АВ-68И). В
качестве топлива исползуется авиационный керосин марок Т-1, ТС-1, РТ.
Всего на двух заводах изготовлено 14000 двигателей АИ-20 всех
модификаций. Капитальный ремонт осуществлялся на авиаремонтном заводе
№123 в Старой Руссе. На базе АИ-20 с использованием теории подобия
было создано семейство двигателей меньшей размерности АИ-24.
Модификации двигателя:
-
АИ-20 - базовый мощностью 4000 л.с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12.
-
АИ-20Д - форсированный до 5180 л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался
на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
-
АИ-20ДК - доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
-
АИ-20К - для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963-1965 годах.
-
АИ-20М - форсированный до 4250 л.с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32,
Ил-18Д, Ил-38.
Технические характеристики (АИ-20К)
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
3096
842
1180
|
Масса сухая, кг |
1080 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
20,9 |
Степень повышения давления в компрессоре |
7,32 |
Температура газа перед турбиной, °C |
807 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4000 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Удельный расход топлива на взлётном режиме, кг/кгс·ч. |
0,259 |
Литература
- Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
|