Разоработка турбореактивного двухконтурного двигателя
Д-30Ф (ПС-30Ф) для истребителя МиГ-31 началась
в ОКБ П.А.Соловьёва в 1972 году. В 1979 году двигатель прошёл Государственные
испытания. Серийное производство организовано в 1980 году на Пермском
моторном заводе.
Д-30Ф-6 построен по двухвальной схеме. Конструкция модульная. Всего
7 модулей, среди них: компрессор низкого давления, компрессор высокого
давления, трубчато-кольцевая камер сгорания с 12 жаровыми трубками,
форсажная камера, регулируемое реактивное сопло. Компрессор низкого
давления имеет 5 ступеней и обеспечивает сжатие воздуха в 3 раза.
Компрессор высокого давления 10-ступенчатый с регулируемыми лопатками
первой ступени, степень сжатия 7,05. Форсажная камера снабжена 4 кольцевыми
стабилизаторами пламени. Розжиг осуществляется методом "огневой дорожки".
Сопло многостворчатое охлаждаемое с варьируемой площадью выходного
сечения; система управления включает 18 цилиндров. Запуск двигателя
осуществляется от вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД),
расположенных под ним (по 1 ВГТД на каждый двигатель).
Всего изготовлено более 2000 двигателей Д-30Ф-6. Ремонт осуществляется
на АО "Пермские моторы" и авиаремонтном заводе №218 в Гатчине.
Модификации двигателя:
-
Д-30Ф (ПС-30Ф) - лвигатель для МиГ-31.
-
Д-30Ф-6 - опытный для МиГ-25. Разработан в 1975 году.
-
Д-30Ф-6М - форсированный двигатель для МиГ-31М.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр |
8000
- |
Масса сухая, кг |
2416 |
Степень двухконтурности |
0,57 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
150 |
Степень повышения давления в компрессоре |
21,15 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1387 |
Тяга, кгс:
на форсаже
на взлётном режиме |
15500
9500 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:
на взлётном режиме
на форсаже |
0,72
1,90 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Литература
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 71-73.
- Николаев А. Пять десятилетий Павла Соловьёва // Двигатель. - 2003. - №1. - С. 22-27.
|