Разработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта
Ми-26 началась в ЗМКБ "Прогресс" в 1972 году
под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство
осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции
был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36.
Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения
неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и
обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском
ПО "Моторостроитель" в 1982 году.
Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного
13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры
сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной
турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей
(из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная
труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор
турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный
с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск
двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический
регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления
температурой газа, электронная система управления скоростью ротора
свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте
устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель
работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем
в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР.
Серийное производство Д-136 продолжается. К настоящему времени изготовлено
470 двигателей. Капитальный ремонт осуществляется на 695 АРЗ (г. Арамиль).
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
3964
1670
1160 |
Масса сухая, кг |
1050 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
36,0 |
Температура газа перед турбиной, °C:
на взлётном режиме
максимальная |
1105
1243 |
Мощность, э.л.с.:
взлётная
максимальная продолжительная
на чрезвычайном режиме |
10000
8500
11400 |
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.·ч.:
на взлётном режиме
на крейсерском режиме |
0,198
0,206 |
Частота вращения ротора свободной турбины, об/мин. |
8300 |
Литература
- Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
- Братунец В. Вертолёт-гигант Ми-26. Силовая установка. // Крылья Родины. - 1985. - №6. - С. 22-23.
- Колесников В.И. 50 лет "Прогресса". // Авиация и Время. - 1995. - №3. - С. 14-15.
|