Турбовентиляторный трёхвальный двигатель Д-18Т разработан
в 70-х годах в Запорожском МКБ "Прогресс" им. А.Г.Ивченко под руководством
главного конструктора В.А.Лотарёва. Предназначен для установки на свертяжёлые
транспортные самолёты Ан-124 иАн-225.
В качестве аналога первоначально был взят двигатель Дженерал Электрик TF-39,
разработанный для транспортного самолёта C-5A "Гэлакси", но он имел малый
ресурс и не подходил для гражданских самолётов. Тогда в качестве аналога
решили использовать анлийский RB.211-22 фирмы "Роллс-Ройс". Однако делегация
МАП, отправленная в Великобританию в 1976 году, закупить образцы двигателя не
смогла, так как вирма выдвинула условие о продаже только крупной партии
двигателей (для 100 самолётов).
Конструкторам ЗМКБ пришлось идти собственным путём. Опыта создания таких
двигателей в КБ не было, но к этому времени для Як-42
был создан двигатель Д-36, который и послужил прообразом
для будущего Д-18Т. По сравнению с предшественником были увеличены степень
повышения давления в компрессоре и температура газов перед турбиной. Лётные
испытания двигателя с использованием летающей лаборатории на базе Ил-76
начались в 1982 году. Всего было совершено 414 полётов общей продолжительностью
1288 ч. Серийное производство организовано на Запорожском моторном заводе (ныне
ЗАО "Мотор Сiч") в 1985 году.
Модификации двигателя:
-
Д-18Т - базовый.
-
Д-18Т1 - доработанный.
-
Д-18ТМ - модернизированный. Предназначен для пассажирского самолёта
Ан-218.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр |
-
2300 |
Масса сухая, кг |
- |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч |
0,34 |
Степень двухконтурности |
5,6 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1600 |
Взлётная тяга, кгс |
23430 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Межремонтный ресурс, ч. |
6000 |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 231.
- Богуслаев В. 85 лет на службе авиации. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 14-17.
- Колесников В.И. 50 лет "Прогресса". // Авиация и Время. - 1995. - №3. - С. 14-15.
|