Разработка турбовинтового двигателя ВК-1 началась
в 0КБ-117 под руководством В.Я.Климова летом 1946 года. Он являлся
развитием двигателя РД-45Ф (лицензионной копии Роллс-Ройс "Нин-II").
Была поставлена задача увеличить тягу двигателя на 30%. Одновременно
был учтён опыт эксплуатации РД-45. В конструкцию были внесены следующиее
изменения: увеличена камера сгорания, изменены лопатки турбины,
установлено выходное устройство трубного типа. Эскизный проект был
готов в 1947 году. Доводка двигателя проходила достаточно быстро. В
начале 1949 года были завершены Государственные испытания и 14 мая
вышло Постановление СМ СССР №1889-699 о запуске ВК-1 в серийное
производство на моторостроительных заводах в Москве, Перми и Уфе.
За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В.Я.Климову, С.П.Изотову и
Н.Г.Костюку была присуждена Сталинская премия 1 степени.
ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с
одноступенчатым двухсторонним центробежным компрессором, 9 индивидуальными
трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной. На модификации
ВК-1Ф установлена форсажная камера.
Первоначально ресурс ВК-1 составлял 100 часов. Затем он был доведён
до 150 часов, позже - до 200 часов. Серийное производство продолжалось
до 1958 года. Выпускался по лицензии в Китае, Польше, Чехословакии.
Всего изготовлено около 20000 двигателей семейства ВК-1. На базе ВК-1
были разработаны опытные двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Отработавшие
лётный ресурс двигатели применяются на тепловых машинах АИСТ-5ВМ,
АИСТ-5ТМ, ТМ-59,
ТМГ-3, ТМС-65,
пожарной машине АГВТ-100(157).
Модификации:
-
ВК-1 - базовый. Устанавливался на самолётах Ла-176, Ла-200,
МиГ-15бис, Як-50.
-
ВК-1А - доработанный. Ресурс увеличен до 150 часов, а с 6 серии - до
200 часов. Устанавливался на самолётах Ил-28,
МиГ-17, Ту-14.
-
ВК-1Ф - с форсажной камерой (первый в СССР). Тяга на форсаже составила
3380 кгс (форсаж длился до 3 минут). Выпускался в 1951-1958 годах.
Устанавливался на самолёте МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ.
-
Lis-5 - польский вариант ВК-1Ф. Устанавливался на истребителе Lim-5
(копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
-
WP-5 - китайский вариант ВК-1Ф. Выпускался с июня 1956 года. Устанавливался
на истребителе J-5 (копия МиГ-17Ф) и его модификациях.
-
WP-5A - китайский вариант ВК-1А. Выпускался с 1957 года. Устанавливался
на бомбардировщике H-5 (копия Ил-28).
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр максимальный |
2640
1273 |
Масса сухая, кг |
872 |
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч |
1,07 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
48,2 |
Степень повышения давления в компрессоре |
4,2 |
Температура газа перед турбиной, °C |
897 |
Взлётная тяга, кгс |
2700 |
Ресурс, час. |
200 |
Литература
- Арсеньев Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. - М.: М-Хобби, 1999. - С. 11.
- Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 141-143.
- Изотов П., Изотов Д. Двигатели ВК: от ВК-1 до ВК-10 // Двигатель. - 2000. - №5-6. - 2001. - №1.
- Саркисов А. На новом подъёме. Моторы Климова: 85 лет в строю // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 20-21.
|