К разработке С-80 ОКБ им. Сухого приступило по инициативе генерального конструктора М.П.Симонова в начале 1990-х в рамках программы конверсии оборонной промышленности. Спустя два года окончательно сформировался облик самолета, как высокоэффективного транспортного средства, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок на местных воздушных линиях и способного заменить устаревшие машины аналогичного назначения.
В 1993-м проектом заинтересовалось Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). Финансирование С-80ГП (грузопассажирский) ведется из собственных источников ОКБ и КнААПО. Несмотря на то, что его разработка включена в Федеральную программу развития гражданской авиации, государственные средства практически не выделялись, и это обусловило неоднократный перенос сроков постройки машины.
Концепция С-80ГП сформировалась по результатам маркетинговых исследований рынка самолетов МВЛ у нас в стране и за рубежом. Анализ структуры самолетного парка авиакомпаний, характера и условий базирования авиационной техники, данных о типовых маршрутах позволил выделить главные особенности будущего С-80, которые сделают его привлекательным для заказчика.
Это - автономность и хорошие взлетно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать С-80 с коротких, в том числе грунтовых полос неподготовленных аэродромов. Конвертируемость базового варианта из пассажирского в грузовой и обратно с минимальными затратами времени.
Дальность полета - с нагрузкой 1950 кг - 2450 км, так как значительная часть маршрутов авиакомпаний МВЛ Сибири и Дальнего Востока характеризуется большой протяженностью. В Европейской части России, где максимальный объем работ приходится на трассы длиной порядка 400 км. Это позволит совершать по два-три рейса без дозаправки, сокращая, тем самым, трудоемкость подготовки воздушного судна к повторному вылету.
С-80 обеспечит минимальные эксплуатационные расходы и высокую транспортную эффективность авиаперевозок и достаточно высокий уровень комфорта для пассажиров, сравнимый с общепринятым для магистральных машин. Кроме этого, есть возможность создания, при минимальных производственных затратах, на основе базового самолета широкого спектра специализированных модификаций.
Общая компоновка машины разработана с учетом вышеперечисленных требований. Первый опытный С-80 рассчитывался на перевозку 26 пассажиров, но после углубленного изучения рынка и с учетом пожеланий потенциальных заказчиков решили увеличить пассажировместимость серийного С-80 до 30 человек. С-80ГП - высокоэффективное транспортное средство, способное приносить авиакомпаниям прибыль даже в условиях жестких ограничений по тарифам на грузопассажирские перевозки. Общая аэродинамическая компоновка, его силовая установка, стратегия технического обслуживания разработаны таким образом, чтобы минимизировать прямые эксплуатационные расходы и, следовательно, повысить рентабельность самолета.
Общее количество С-80, поставленных на экспорт в различные регионы мира, к 2006-му может составить 150-200 машин. На внутреннем рынке в 2000-2005 годах, вследствие массового списания старого парка самолетов и одновременно роста спроса на авиаперевозки, у авиакомпаний возникнет настоятельная потребность в приобретении новых воздушных судов для обслуживания региональных линий. Эта потребность оценивается ГосНИИ ГА в 360-500 машин для России и других стран СНГ.
Комплексный подход к программе С-80 позволит ему заменить пять-шесть типов устаревших самолетов (Ан-28, Л-410, Як-40 и, частично, - Ан-24, Ан-26, Ан-30). Это значительно снизит затраты эксплуатирующих организаций на приобретение авиатехники, обучение летного и технического персонала, инфраструктуру, приобретение запасных частей и увеличит привлекательность самолета для транспортных компаний.
В настоящее время С-80ГП - наиболее "продвинутая" разработка в конверсионной тематике КБ. На заводе КнААПО завершается подготовка к серийному производству, в СибНИА заканчиваются статические испытания самолета, а первый вылет намечен на июнь 2001 года.