Злин-326
Спортивно-тренировочный самолёт "Злин-26" разработан в 1946
году в КБ чехословацкой фирмы "Мораван" под руководством К.Томеша. Для обеспечения
необходимой устойчивости и необходимой полётной центровки применено крыло со
стреловидной передней кромкой и прямой задней. Самолёт успешно прошёл испытания
и был запущен в серийное производство.
"Злин" построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж ферменный из стальных труб, обтянутый полотном. Крыло однолонжеронное,
большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состяла из элеронов
и посадочного щитка с ручным приводом. На "Злин-26" крыло имело деревянную
констрцию, начиная с "Злин-126" - металлическую. Шасси трёхопорное с хвоствым
колесом, начиная с "Злин-326" - убирающееся (привод электрический). Силовая
установка состоит из поршневого 4-цилиндрового (начиная с "Злин-226" - 6-цилиндрового)
рядного двигателя воздушного охлаждения Вальтер "Минор" с двухлопастным деревянным
винтом постоянного (на "Злин-526" изменяемого) шага. У двухместных модификаций
управление самолётом спаренное.
"Злин" стал одним из удачных и самых распространённых в мире учебно-спортивных
самолётов. Он отличался простотой обслуживания. Ресурс отдельных экземпляров
превышал 3000 лётных часов. Долгое время он был одним из немногих пилотажных
самолётов, способных выполнять обратный пилотаж. До середины 70-х годов он был
непременным участником всех чемпионатов мира по высшему пилотажу. Спортсмены
неоднократно завоёвывали на нём призовые места.
"Злины" поставлялись на экспорт в Австралию, США, многие страны Азии и Африки.
Двухместные "Злин-226" и -326 поставлялись в СССР, где применялись во всех
аэроклубах ДОСААФ. На них проводились чемпионаты СССР. На них начинали осваивать
высший пилотаж такие спортсмены, как В.Мартемьянов, И.Егоров, В.Лецко, ставшие
затем абсолютными чемпионами мира.
Модификации самолёта:
-
Злин-26 "Тренер" - первый вариант. Отличался деревянным крылом и оперением,
неубирающемся шасси, двигателем "Минор 4-111" мощностью 105 л.с. Выпускался в
1947-1953 годах.
-
Злин-126 "Тренер-2" - модернизированный. Отличался металлическим крылом и
оперением. Выпускался с 1953 года.
-
Злин-226 - с 6-цилиндровым двигателем Вальтер "Минор 6-111".
-
Злин-326 - с убирающимся шасси.
-
Злин-526 - в воздушным винтом изменяемого шага.
-
Злин-726 - модернизированный. Разработан в 70-х годах. Серийно не выпускался,
т.к. в это время появился Як-52.
Лётно-технические характеристики (Злин-326)
Двигатель |
"Минор 6-111" |
Взлётная мощность, л.с. |
160 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,60
7,82
- |
Площадь крыла, м2 |
15,45 |
Масса, кг
пустого
взлётная нормальная |
650
910 |
Запас топлива, кг |
100 |
Скорость максимальная, км/ч |
243 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
4,4 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
6
3 |
Практический потолок, м |
4750 |
Дальность полёта, км |
580 |
Длина разбега, м
пробега, м |
250
165 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Петров В. Злин-326. // Крылья Родины. - 1985. - №11. - С. 34-35.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника