 |
|
Як-55
Пилотажный самолёт Як-55 разработан в ОКБ
им. А.С.Яковлева в 1979 году. Главным конструктором Як-55 был
Ю.И.Янкевич. Впервые на этом самолёте применено симметричное крыло,
установленное без угла атаки, ось вектора тяги совмещена с хордой
крыла. Такая контрукция крыла упростила выполнение многих фигур высшего
пилотажа, начиная с обычных "бочек" и кончая сложными фигурами на
вертикалях: "колокол", "абракадабра", положительные и отрицательные
штопорные "бочки". Конструкция крыла была запатентована и на её основе
в 1980-х годах выпускались многие спортивные самолёты США, ФРГ, Австрии
и Франции. Первый полёт прототипа состоялся в мае 1981 года.
Як-55 представляет собо одноместный моноплан с среднерасположенным
свободнонесущим крылом симметричного профиля. Шасси неубирающееся,
трёхопорное с хвостовой опорой. Основные стойки рессорного типа выплолнены
из титанового сплава ВТ-23. На самолёте установлен поршневой звездообразный
9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П
с воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Пилотажно-навигационный
комплекс боpтового обоpудования обеспечивает пилотиpование самолета
днём в пpостых метеоусловиях. В состав обоpудования входит pадиостанция
"Бpиз".
На чемпионатах мира по высшему пилотажу 1982 и 1986 годов сборная
СССР выступала на Як-55. В 1985 году были модернизированы крыло и элероны
и в таком виде самолёт был запущен в серийное производство на Арсеньевском
авиационном заводе "Прогресс".
Весной 1989 года в ОКБ начались работы по модернизации самолёта.
На самолёте были уменьшены размах и площадь крыла, увеличена площадь
элеронов. Всё это позволило увеличить угловую скорость вращения самолёта
до 6 рад/с. Скорость горизонтального полёта выросла на 10 км/ч. Для
снижения усилий на ручку управления были установлены выносные аэродинамические
компенсаторы. Для уменьшения длины пробега на самолёте были установлены
новые колёса с более эффективными гидравлическими тормозами. Были также
изменены форма и конструкция фонаря.
Работа по модернизации была проведена в сжатые сроки. Первый полёт
Як-55М состоялся в мае 1989 года, а в июне сборная СССР уже выступала
на нём на чемпионате Европы в Чехословакии. Спортсменка С.Кабацкая
завоевала на нём чемпионский титул.
Всего было изготовлено 214 самолётов Як-55 и Як-55М. Поставлялся
на экспорт в США (более 50 самолётов). На базе Як-55М разработан учебный
самолёт Як-54.
Модификации самолёта:
-
Як-55 - базовый. Первый полёт в мае 1981 года. В 1985-1991 годах изготовлено
108 самолётов.
-
Як-55М - модернизированный. Отличается крылом уменьшенного размаха,
увеличенной площадью элеронов. Первый полёт в мае 1989 года. В 1991-1993
годах изготовлено 106 самолётов. В 1996 году выпущено 7 комплектов
деталей для сборки в США.
-
Як-54 - двухместный учебно-тренировочный на
базе Як-55М. Первый полёт 23 декабря 1993 года.
Лётно-технические характеристики
|
Як-55 |
Як-55М |
Двигатель |
М-14П |
М-14П |
Взлётная мощность, л.с. |
360 |
360 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,0
7,29
2,2 |
8,1
7,29
2,2 |
Площадь крыла, м2 |
14,8 |
12,8 |
Максимальная взлётная масса, кг:
в тренировочном варианте
в перегоночном варианте |
875
975 |
855
975 |
Запас топлива, л |
140 |
140 |
Скорость, км/ч:
максимальная по прибору
у земли
пилотирования |
450
290
360 |
450
305
360 |
Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси, рад/с |
4 |
6 |
Максимальная вертикальная скорость, м/с:
на взлётном режиме у земли
на номинальном режиме у земли
на высоте 1000 м
на высоте 3000 м |
15,5
10,0
8,5
5,2 |
15,5
10,0
8,5
5,2 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
9
6 |
9
6 |
Практическая дальность полёта, км |
705 |
705 |
Длина разбега, м
пробега, м |
150
465 |
150
465 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Литература
- Кондратьев В.П. Як-55 // Крылья Родины. - 1986. - №9. - С. 20-21.
- Удалов К.Г. Самолёт Як-55М. - М.: Транспорт, 1992.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|