|
|
Як-42
Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта
Як-42 началась в ОКБ А.С.Яковлева в конце 1972
года. Он предназначался для замены Ил-18 и
Ту-134. При работе над проектом использовался
опыт создания пассажирского самолёта Як-40, а
так же опыт ведущих самолётостроительных фирм мира. Проектирование велось
из условий эксплуатации на слабооснащённых аэродромах вдали от АТБ. В
1975 году было завершено изготовление первого прототипа с крылом со
стреловидностью 11° по линии четвертей хорд. 6 марта 1975 года он впервые
поднялся в воздух. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность
крыла до 23°, применить двухосные колёсные тележки основных стоек шасси.
Серийное производство началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и
Смоленске. В 1980 году самолёт получил сертификат типа и началась его
эксплуатация в гражданской авиации. 22 декабря был выполнен первый рейс
с пассажирами на борту.
Як-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с
Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок
круглого сечения (диаметр 3,8 м). Крыло стреловидное (23° по линии четвертей
хорд) с развитой механизацией (предкрылки, двухщелевые закрылки и спойлеры).
Все рулевые поверхности снабжены триммерами. Руль направления и элероны
имеют сервокомпенсаторы. Управление гидроприводами электрическое. Стабилизатор
имеет перевёрнутый профиль двойной кривизны. Шасси убирающееся, трёхопорное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36
и ВСУ ТА-6В. Запас топлива расположен в 3 крыльевых баках равной ёмкости.
Имеется система аварийного слива топлива в полёте. Система управления ручная
(бустер имеется только в канале руля направления). В состав оборудования
входят: навигационный комплекс "Ольха-1", доплеровский измеритель путевой
скорости и угла сноса ДИСС-016, метеонавигационный локатор "Гроза-42". За
счёт авиакомпаний устанавливается спутниковая система навигации GPS и система
предотвращения столкновения в воздухе. Существуют различные варианты компоновки
салона с числом мест от 39 до 120. В базовой комплектации вместо кресел
установлены трёхместные диваны. Доступ в пассажирский салон осуществляется
через откидной трап в хвостовой части фюзеляжа.
Начало эксплуатации Як-42 было успешным, но 28 июня 1982 года произошла
катастрофа, после которой весть парк был на полтора года постален на прикол.
Здесь сказались ещё и неприязненные отношения между министром ГА Б.П.Бугаевым
и А.С.Яковлевым. После устанения конструктивных недостатков самолёт был
вновь допущен к полётам.
Як-42 показа себя надёжным и простым в эксплуатации самолётом. Хотя
произошло ещё несколько аварий и катастроф, но виной тому были навигационные
и пилотажные ошибки экипажа. Создававшийся для внутренних линий, самолёт
в настоящее время активно используется для международных перевозок, так
как силовая установка легко укладываеся в нормы по шуму на местности. На
Як-42 установлено 6 мировых рекордов скороподъёмности.
Производство Як-42 продолжается. На 2003 год изготовлено 188 самолётов
всех модификаций. Поставлялся на экспорт на Кубу (4 самолёта) и в Китай
(2). Самолёт брали в аренду различные авиакомпании Европы и Азии. Самолёты
Як-42Д используются МЧС в качестве летающих пунктов управления. После
распада СССР кроме России имеется в Казахстане, Молдавии и на Украине.
На 2004 год в эксплуатации находилось 112 самолётов (79 в России и 33 за
рубежом).
Модификации самолёта:
-
Як-42 - базовый. Выпускался в 1979-1987 годах.
-
Як-42-100 - с удлинённым на 3,38 м фюзеляжем. Отличается цифровой авионикой
американской фирмы "Ханиуэлл". Изготовлен в 1993 году.
-
Як-42А (Як-142) - модернизированный, дальнейшее
развитие Як-42Д. Отличается составом оборудования. Разработан в 1992 году.
-
Як-42Д - дальний. Отличается усиленной конструкцией планёра, за счёт чего увеличена
взлётная масса. Выпускается с 1987 года. Поставлялся на Кубу и в Китай.
-
Як-42Д-90 - самолёт для перевозки 90 пассажиров на дальность 4000 км. Оборудование
аналогично Як-42А. Разработан в 1999-2000 годах.
-
Як-42Д-100 - модернизированный (проект).
-
Як-42Д-200 - модернизированный (проект).
-
Як-42ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний двигателя Д-236.
-
Як-42М - модернизированный. Отличается двигателями Д-436Т1,
удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха. Количество пассажиров
увеличено до 168. Переоборудуется из Як-42Д начиная с 2003 года.
-
Як-42МЛ - самолёт для международных линий. Выпускался с 1981 года.
-
Як-42Т - грузовой (проект). Отличался большой грузовой дверью.
-
Як-42Ф - летающая лаборатория для исследований оптических характеристик
атмосферы и земной поверхности. Отличается 2 покрыльевыми контейнерами с
аппаратурой.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-36 |
Взлётная тяга, кгс |
3х6500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа |
34,88
36,38
9,83
3,8 |
Площадь крыла, м2 |
150 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная максимальная |
33,7
56,5
50,5 |
Масса коммерческой нагрузки, т |
13,5 |
Запас топлива, л |
23175 |
Количество пассажиров, чел. |
104-120 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
800
650-740 |
Дальность полёта, км:
с коммерческой нагрузкой 10,5 т
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
2150
1480
4100 |
Практический потолок, м |
9100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1800
1000 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Адлер Е. Как создавался самолёт // Крылья Родины. - 1999. - №9.
- Андреев И. Земные связи авиации // Техника - молодёжи. - 1977. - №12. - С. 40-41.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 313-317.
- Колесник Д. Самый невезучий // М-Хобби. - 2004. - №3. - С. 14-21.
- Сергеев Ю. Аэробус для местных линий // Крылья Родины. - 1999. - №9.
- Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.
- Яковлев С. Ближнемагистральный, скоростной: Як-42 осваивает новые воздушные линии // Крылья Родины. - 1982. - №4. - С. 18-19.
- Яковлев С. "Спринтер" на средней дистанции // Техника - молодёжи. - 1977. - №7. - С. 30-34.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|