Як-38
В послевоенный период стало ясно, что наиболее уязвимой
частью боевой авиации являются аэродромы, особенно ВПП. С целью радикального
решения проблемы в 50-х годах в раде стран, в том числе и в СССР, начались
работы по созданию самолётов вертикального взлёта. В 1962 году в ОКБ-115
А.С.Яковлева был разработан экспериментальный самолёт вертикального взлёта
Як-36. Яковлев вышел в правительство с предложением построить серию из 10-12
самолётов для отработки корабельного базирования. Но силовая установка Як-36
оказалась слишком слабой, чтобы поднять в воздух какое-либо вооружение.
Требовалась разработка нового самолёта.
Предварительное проектирование боевого СВВП началось летом 1967 года в
инициативной группе под руководством главного конструктора С.Г.Мордовина.
Осенью к этой работе подключился ведущий инженер В.Н.Павлов (впоследствии
стал главным конструктором СВВП в ОКБ Яковлева). В результате были разработаны
общий вид, компоновка и идеология основных систем. 27 декабря 1967 года вышло
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1166-413 о создании лёгкого штурмовика ВВП
Як-36М. 25 января 1969 года Главком ВВС К.А.Вершинин утвердил ТТТ к самолёту.
Эти ТТТ были также согласованы с командующим авиацией ВМФ.
В сентябре 1968 года ОКБ приступило к эскизному проектированию и постройке
макета. Результаты были представлены макетной комиссии в начале марта 1970
года. Для отработки различных систем был построен ряд стендов. Прицельно-навигационный
комплекс отрабатывался на самолёте Як-28У.
15 апреля была завершена пастройка первого прототипа Як-36М. 22 сентября
1970 года он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские
испытания на 4 прототипах продолжались до апреля 1972 года. После этого второй,
третий и четвёртый прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались Государственные
совместные лётные испытания. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах
на втором прототипе впервые совершил посадку на палубу корабля (противолодочный
крейсер "Москва"). Государственный испытания продолжались
до октября 1975 года.
В 1973 году началась подготовка к серийному производству на Саратовском
авиазаводе. В 1974 году были собраны первые 3 серийных самолёта. Первый из
них был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй - в центр пилотов
морской авиации в Саках, третий - в ЛИИ. 11 августа 1977 года самолёт принят
на вооружение ВМФ под обозначением Як-38.
Як-38 построен по аэродинамический схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая
(коррозионностойкий сплав 01420). Фюзеляж типа стрингерный полумонокок овального
сечения. Крыло двухлонжеронное, трапецевидное в плане (стреловидность по передней
кромке 45°), малого удлинения, складывающееся на стоянке. Механизация крыла
состоит из элеронв и выдвижных закрылков. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой,
убирается в фюзеляж. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя
Р-27В-300 (на Як-38М - Р-28-300) и 2 подъёмных
РД-36-35ФВР (на прототипах РД-36-35ФВ, на Як-38М
- РД-38). Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа,
имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя
и нерегулируемым соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели
расположены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники
и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения
попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены
отражательные рёбра. Запас топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках.
На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика
оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире
не имеет) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков КЯ-1М).
Пилотажно-навигационное оборудование рбеспечивает выполнение боевых задач днём
и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа
Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР),
блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами
С-5, Б-8М1 с ракетами С-8,
неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы
калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные
контейнеры УПК-23-250.
Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций.
Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев",
"Минск", "Новороссийск",
"Баку"). В случае необходимости для базирования
могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной
площадкой 20x20 м на палубе (испытания проходили в сентябре 1984 года на
борту контейнеровоза "Агостиньо Нетто"). Разрабатывался вариант базирования
на специальном автомобильном прицепе. Несмотря на свои ограниченные возможности,
Як-38 дал богатый опыт практической эксплуатации самолёта на корабле. Весной
1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях
в Афганистане (произведено 107 боевых вылетов).
В 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения.
Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Вслед за этим
три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" (бывший "Баку") был
продан в Индию. В настоящее время Як-38 экспонируется в музее ОКБ им. Яковлева,
музее ВВС в Монино, Киевского музея авиации, третий прототип является учебным
пособием ВВИА им. Н.Е.Жуковского, четвёртый прототип - МАИ. Прототип "спарки"
установлен в качестве памятника в Саках.
Модификации самолёта:
-
Як-36М - прототип. Отличался формой киля. Изготовлено 4 самолёта. Первый
полёт 22 сентября 1970 года.
-
Як-38 - серийный палубный штурмовик. Отличался модернизированными подъёмными
двигателями РД-36-35ФВР. Первый полёт 30 сентября 1974 года. В 1974-1982 годах
изготовлено 143 самолёта.
-
Як-38М - модернизированный. Отличался двигателями Р-28-300 и РД-38, управляемой
передней стойкой шасси, возможностью установки подвесных баков, составом оборудования.
В номенклатуру вооружения включены кассеты РБК-500 и ракеты Х-25МР.
В 1982-1989 годах изготовлено 50 самолётов. Первый полёт 8 декабря 1982 года
(лётчик-испытатель Ю.Митиков). Принят на вооружение в июне 1985 года.
-
Як-38П - истребитель (проект).
-
Як-38У (Як-36МУ) - учебно-боевой. Отличается двухместной
кабиной. Первый полёт 30 марта 1973 года. Изготовлено 38 самолётов.
-
Як-39 - многоцелевой (проект). Отличался крылом увеличенной площади, увеличенным
запасом топлива, наличием БРЛС. Разработан в начале 80-х годов.
Лётно-технические характеристики
|
Як-38 |
Як-38М |
Двигатели |
Р-27В-300,
2хРД-36-35ВФР |
Р-28-300,
2хРД-38 |
Взлётная тяга, кгс |
6100+
2х3050 |
6700+
2х3250 |
Габариты, м:
размах крыла в развёрнутом положении
размах крыла в сложенном положении
длина с ПВД
высота |
7,022
4,45
16,37
4,25 |
7,022
4,45
16,37
4,25 |
Площадь крыла, м2 |
18,41 |
18,41 |
Масса, кг:
пустого
взлётная при вертикальном взлёте
взлётная при коротком разбеге |
7020
10300
11300 |
7500
10800
11800 |
Запас топлива, кг |
2750 |
2750+800 |
Боевая нагрузка, кг:
при вертикальном взлёте
при коротком разбеге |
1000
1500 |
1000
2000 |
Скорость максимальная, км/ч
у земли
на высоте 10000 м |
1210
1100 |
1210
1100 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,0 |
6,0 |
Тактический радиус действия, км |
195 |
195 |
Дальность полёта максимальная, км:
при вертикальном взлёте
при коротком разбеге |
410
600 |
410
600 |
Практический потолок, м |
11000-12300 |
12000 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Литература
- Артемьев А. Взлетающий с корабля. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 26-28.
- Вернутся ли "Яки" на палубу? // Крылья Родины. - 1991. - №7. - С. 10-11.
- Голубков Е. Системы автоматического катапультирования. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 6-8.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 42-43.
- Левин М.А. Самолёты вертикального взлёта и посадки. // Авиация и космонавтика. - 1993. - №7.
- Лунёв Ю.А. Вертикалка. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 16-25.
- Лунёв Ю.А. Як-38 - тернистый путь первопроходца. // Авиация и Время. - 1995. - №6. - С. 2-16.
- Мордовин С. Палубная авиация началась с Як-38. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 1-5.
- Никольский М. Главное оружие авианосца. // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
- Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 187-202.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 140-152.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника