 |
|
Як-28Р
Разработка разведчика на базе Як-28
началась в ОКБ-115 А.С.Яковлева в конце 1960
года. 27 ноября 1961 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР,
официально поручавше ОКБ разработку разведчика Як-28Р. Он предназначался
для замены Ил-28Р и Як-27Р. В качестве силовой установки рассматривались
двигатели Р-11АФ2-300 и Р-21А-300. Разведывательное
оборудование было решено сменным и разместить его в бомбоотсеке. Всего
было разработано 5 вариантов сменных комплектов: фотокамеры АФА-54 и
АФА-42/20 для дневной съемки с малых высот; щелевые фотокамеры АЩАФА-8
и АФА-42/20; фотокамеры АФА-41/10 для топографической съемки с больших
и средних высот; аппарат НАФА-Я7 с импульсно-осветительной установкой
СОУ-2 для ночной аэрофотосъемки; станцию "Ромб-4А" для общей радиотехнической
разведки. Для улучшения обзора изменили остекление кабины экипажа:
увеличили площадь остекления у штурмана, а у пилота козырёк с плоским
стеклом заменили на клиновидный. Для увеличения продолжительности полёта
запас топлива вырос на 550 л.
В марте 1962 года состоялось заседание макетной комиссии. 10 сентября
было завершено изготовление прототипа (переоборудован из серийного Як-28Л).
В окончательном виде Як-28Р имел отсек разведывательного оборудования
был разделён на три секции с остеклёнными фотолюками. На самолёте
устанавливалась РЛС "Инициатива-2Р", модифицированная поз задачи
разведчика (позже заменена на "Инициатива-3"). 28 сентября начались
совместные государственные испытания, которые продолжались до 1 марта
1963 года. Серийное производство началось в январе 1966 года на Иркутском
авиазаводе №39. До 1970 года было выпущено 188 разведчиков.
В 1965 году на базе Як-28И был разработан
постановщик помех Як-28ПП. Он предназначался для борьбы с радиоэлектронными
средствами противника. На самолёте были установлены системы постановки
активных помех "Букет", "Сирень", "Стрела" и "Фасоль". Под мотогондолами
располагались устройства пассивных помех КДС-19 "Автомат-2И". Под
консолями крыла могли подвешиваться 2 блока УБ-16-57М
с противолокационными ракетами С-5П. Остекление
кабины штурмана осталось как на Як-28И, а козырёк кабины пилота изменён
как у Як-28Р. Серийное производство началось в 1967 году в Иркутске.
До 1971 года было изготовлено 84 самолёта Як-28ПП. Они эксплуатировались
до начала 90-х годов. После распада СССР часть самолётов досталась
Украине. В настоящее время один Як-28ПП является экспонатом авиационного
музея в Киеве.
Модификации самолёта:
-
Як-28БИ - разведчик с РЛС "Инициатива-2" с РЛС бокового обзора "Булат".
Вместо пушки НР-23 устанавливалась ГШ-23Л. Разработан в 1963 году. В 1963-1964
годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 50 самолётов.
-
Як-28ПП ("изделие 28ПП") - постановщик помех. В 1967-1971 годах изготовлено
84 самолёта.
-
Як-28Р ("изделие 28Р") - тактический разведчик. В 1966-1970 годах изготовлено
188 самолётов.
-
Як-28РЛ - опытный с телевизионным разведывательным комплексом ТАРК-1.
-
Як-28РР ("изделие 28РР") - самолёт радиолокационной разведки. Отличался
фильтр-гондолами для отбора проб воздуха. В 1964-1965 годах переоборудовано
10 Як-28Л.
-
Як-28СР ("изделие 28СР") - постановщик активных помех. Разработан в 1970
году на базе Як-28Р.
Лётно-технические характеристики
|
Як-28Р |
Як-28ПП |
Двигатели |
Р-11АФ2-300 |
Р-11АФ2-300 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6100 |
2х6100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,78
20,02
4,3 |
11,78
20,34
4,3 |
Площадь крыла, м2 |
35,25 |
35,25 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
10680
15500
17430 |
11000
16160
18080 |
Запас топлива, кг |
6750 |
6050 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч |
1804 |
1850 |
Дальность полёта максимальная, км |
1770 |
1770 |
Практический потолок, м |
15600 |
14500 |
Длина разбега, м
пробега, м
пробега с тормозным парашютом, м |
1150
1000
700 |
1150
1000
700 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Гордон Е.И. Последние из большого семейства. // Авиация и Время, 1998. - №2. - С. 4-20, 34-35.
- Жибров А.В. "Голубь мира" над Афганистаном. // Авиация и Время, 1998. - №3. - С. 36-39.
- Швыдкин А. Як-28: символ эпохи // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 30-39.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 103-111.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|