Як-130
В начале 1991 года ВВС СССР объявили конкурс на создание
единого учебно-тренировочного самолёта. ОКБ им.
А.С.Яковлева представило на конкурс проект самолёта Як-130. В разработке
пректа активно участвовала итальянская фирма "Аэромакки". Серийное производство
самолёта началось на Нижегородском авиационном заводе "Сокол"
в феврале 2003 года. Экспортный вариант будет выпускаться в Иркутске.
Планируется также производство на Украине на заводе "Одессаавиаремсервис".
Согласно концепции, разработанной в ОКБ, первоначальная подготовка пилота
производится на самолётах Як-54 или Як-56.
Як-130 предназначен для основной и повышающей подготовки.
При проектировании самолёта рассматривались различные аэродинамические
схемы. Исходя из необходимости совершать полёты на режимах, свойственных
маневренным истребителям четвёртого и пятого поколений, было создано крыло
умеренной стреловидности в сочетании с наплывом, обеспечивающее выход на
углы атаки до 35°. Для увеличения аэродинамического качества в условиях
крейсерского полёта законцовки крыла снабжены концевыми крылышками,
снижающими индуктивное сопротивление. Для улучшения взлётно-посадочных
характеристик крыло имеет автоматически отклоняемые носки и трёхпозиционные
закрылки типа "Фаулер". Для увеличения манёвренности стабилизатор выполнен
цельноповоротным. Система управления трёхканальная электродистанционная,
с четырёхкратным резервированием. В конструкции планера широ используются
композиционные материалы, в основном углепластики.
В качестве силовой установки используются два двигателя РД-35
(DV-2) совместной разработки заводов им. Климова и
словацкого "Поважске Строярне" (ресурс 6000 часов). Предусмотрена установка
двигателей АИ-222. Для повышения автономности
базирования применена бортовая вспомогательная силовая установка.
Автоматизированная система диагностики и контроля позволяет снизить время
технического обслуживания самолёта до минимума.
Компоновка приборных досок и пультов управления Як-130 близка к исребителям
4 и 5 поколений. Основной акцент сделан на выполнение тренировочных задач
в интерактивном режиме с имитацией применения оружия в условиях движения
целей, изменения помеховой установки и возможности анализа и разбора ошибок
непосредственно в полёте и воспроизведения полёта на наземном тренажёре
АЕМ-130.
Модификации самолёта:
-
Як-130 - базовая. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями РД-35.
-
Як-130Д - демонстрационный. Отличается двигателями DV-2, упрощённым составом
оборудования.
-
Як-131 - лёгкий штурмовик (проект).
-
L-15 - сверхзвуковой для Китая (проект).
-
M-346 - итальянский вариант Як-130. Отличается конструкцией фюзеляжа, двигателями
Ханиуэлл F124-GA-200. Первый полёт в ноябре 2003 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
РД-35 |
Взлётная тяга, кгс |
2х2200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,4
11,3
4,8 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
6220
9000 |
Запас топлива, кг |
1650 |
Максимальная внешняя нагрузка, кг |
3000 |
Максимальная яговооружённость |
0,7-0,8 |
Скорость, км/ч:
взлётная
посадочная
максимальная |
200-210
180-195
1050 |
Практический потолок, м |
12500 |
Дальность полёта максимальная, км |
2130 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
8
3 |
Длина разбега, м
пробега, м |
380
670 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. - 1998. - №5-6. - С. 50-57.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 207-211.
- Долженков Н. Як-130 // Самолёты мира. - 1996. - №1. - С. 4-6.
- Долженков Н. Як-130 - наставник пилота // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 12-13.
- Никольский М. Як-130: полёт на земле // Авиация и космонавтика. - 2003. - №10. - С. 1-3.
- Попович К. Учебно-тренировочный комплекс УТК-Як: О перспективах учебно-боевого Як-130. // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 2-4.
- Самолёт для Российских ВВС // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
- Сорокин А. Летать научит УТК-Як // Крылья Родины. - 1993. - №5. - С. 11-12.
- Учебно-боевой самолёт Як-130 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 30-31.
- Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника