ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Як-130

Як-130Д

В начале 1991 года ВВС СССР объявили конкурс на создание единого учебно-тренировочного самолёта. ОКБ им. А.С.Яковлева представило на конкурс проект самолёта Як-130. В разработке пректа активно участвовала итальянская фирма "Аэромакки". Серийное производство самолёта началось на Нижегородском авиационном заводе "Сокол" в феврале 2003 года. Экспортный вариант будет выпускаться в Иркутске. Планируется также производство на Украине на заводе "Одессаавиаремсервис".

Согласно концепции, разработанной в ОКБ, первоначальная подготовка пилота производится на самолётах Як-54 или Як-56. Як-130 предназначен для основной и повышающей подготовки.

При проектировании самолёта рассматривались различные аэродинамические схемы. Исходя из необходимости совершать полёты на режимах, свойственных маневренным истребителям четвёртого и пятого поколений, было создано крыло умеренной стреловидности в сочетании с наплывом, обеспечивающее выход на углы атаки до 35°. Для увеличения аэродинамического качества в условиях крейсерского полёта законцовки крыла снабжены концевыми крылышками, снижающими индуктивное сопротивление. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик крыло имеет автоматически отклоняемые носки и трёхпозиционные закрылки типа "Фаулер". Для увеличения манёвренности стабилизатор выполнен цельноповоротным. Система управления трёхканальная электродистанционная, с четырёхкратным резервированием. В конструкции планера широ используются композиционные материалы, в основном углепластики.

В качестве силовой установки используются два двигателя РД-35 (DV-2) совместной разработки заводов им. Климова и словацкого "Поважске Строярне" (ресурс 6000 часов). Предусмотрена установка двигателей АИ-222. Для повышения автономности базирования применена бортовая вспомогательная силовая установка. Автоматизированная система диагностики и контроля позволяет снизить время технического обслуживания самолёта до минимума.

Компоновка приборных досок и пультов управления Як-130 близка к исребителям 4 и 5 поколений. Основной акцент сделан на выполнение тренировочных задач в интерактивном режиме с имитацией применения оружия в условиях движения целей, изменения помеховой установки и возможности анализа и разбора ошибок непосредственно в полёте и воспроизведения полёта на наземном тренажёре АЕМ-130.

Модификации самолёта:

  • Як-130 - базовая. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями РД-35.
  • Як-130Д - демонстрационный. Отличается двигателями DV-2, упрощённым составом оборудования.
  • Як-131 - лёгкий штурмовик (проект).
  • L-15 - сверхзвуковой для Китая (проект).
  • M-346 - итальянский вариант Як-130. Отличается конструкцией фюзеляжа, двигателями Ханиуэлл F124-GA-200. Первый полёт в ноябре 2003 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-35
Взлётная тяга, кгс 2х2200
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,4
11,3
4,8
Площадь крыла, м2 -
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
6220
9000
Запас топлива, кг 1650
Максимальная внешняя нагрузка, кг 3000
Максимальная яговооружённость 0,7-0,8
Скорость, км/ч:

взлётная
посадочная
максимальная

200-210
180-195
1050
Практический потолок, м 12500
Дальность полёта максимальная, км 2130
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

8
3
Длина разбега, м

пробега, м

380
670
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. - 1998. - №5-6. - С. 50-57.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 207-211.
  3. Долженков Н. Як-130 // Самолёты мира. - 1996. - №1. - С. 4-6.
  4. Долженков Н. Як-130 - наставник пилота // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 12-13.
  5. Никольский М. Як-130: полёт на земле // Авиация и космонавтика. - 2003. - №10. - С. 1-3.
  6. Попович К. Учебно-тренировочный комплекс УТК-Як: О перспективах учебно-боевого Як-130. // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 2-4.
  7. Самолёт для Российских ВВС // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
  8. Сорокин А. Летать научит УТК-Як // Крылья Родины. - 1993. - №5. - С. 11-12.
  9. Учебно-боевой самолёт Як-130 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 30-31.
  10. Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.



Продажа недостроенной круизной парусной яхты. Парусные яхты продажа mzyachts.ru.





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100