Х-59
Совершенствование средств ПВО и систем РЭБ в 70-е
годы привело к снижению эффективности существовавших авиационных ракет.
Потребовались радикальные улучшения систем наведения и управления,
увеличение дальности, точности и помехозащищённости.
Разработка управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" с телевизионным
наведением Х-59 началась в 1972 году в МКБ "Радуга" под руководством
А.Я.Березняка (позже его сменил И.С.Селезнёв). За основу конструкции
взята ракета Х-29Т с использованием ряда конструктивных
решений Х-58. Первоначально планировалось сделать
телевизионный вариант Х-58, но от этой идеи пришлось отказаться: высокоскоростной
профиль полёта не обеспечивал на подлёте к цели требуемого времени для
поиска и распознавания цели телевизионной ГСН. Было решено снизить скорость
на этом этапе, что дало увеличение запаса времени. Разработка телекомандной
системы наведения была поручена Лвьвовскому НПО "Текон". Для повышения
надёжности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета скомпонована
по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально наиболее связанные
между собой.
В 1975-1977 годах на плигоне в Ахтубинске прошли лётно-конструкторские
испытания Х-59 с использованием истребителя-бомбардировщика Су-17М4.
Государственные испытания продолжались до в 1979 года. Испытания завершились
успешно и ракета Х-59 была рекомендована к принятию на вооружение. Серийное
производство организовано на Смоленском авиазаводе. Комплекс в составе
фронтового бомбардировщика Су-24М, подвесного
контейнера и 2 ракет принят на вооружение в 1981 году. Впервые ракета
публично продемонтрирована в 1991 году на выставке вооружений в Дубаи.
Ракета Х-59 построена по аэродинамической схеме "бесхвоствки" с развитым
крылом. Конструкция цельнометаллическая (АМГ-6, ВНС-2, ВКЛ-3). Для обеспечения
теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки изнутри оклеены синтетическим
материалом. Гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для обеспечения
жёсткости залит пенопластом. В передней части установлены дестабилизаторы,
складывающиеся при транспортировке. Управление рулями осуществляется при
помощи электромеханических приводов, питающихся от аккумуляторной батареи
и преобразователя. Головка самонаведения телевизионная, установлена в носовой
части. Для защиты от пыли и насекомых стекло ГСН закрыто сбрасываемым коком.
Боевая часть фугасная проникающего действия. Силовая установка Х-59 состоит
из двух РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым. На
Х-59М применён малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300. Ракета
применяется с катапультного устройства АКУ-58-1. Для транспортировки и
хранения применяется термоконтейнер.
Х-59 предназначена для поражения важных объектов противника, прикрытых
ПВО. Месторасположение цели определяется накануне полёта и её координаты
вводятся в запоминающее устройство ПРНК самолёта-носителя. Пуск ракеты
производится со средней дистанции. На начальном этапе полёта наведение
ракеты автономное програмное. На расстоянии от цели 5-10 км отстреливается
РДТТ первой ступени, освобождаются антенны телекомандной системы и начинается
командное наведение. Полёт продолжается при помощи РДТТ второй ступени.
Для командного наведения используется подвесной контейнер АПК-8 (АПК-9),
имеющий антенны как в передней, так и в задней части, что позволяет самолёту
выходить из атаки после пуска, не входя в зону ПВО. Телевизионное изображение
местности транслируется на борт носителя, где оператор визуально производит
распознавание цели. Затем он на телевизионном изображении накладывает
подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической
системы слежения. После этого начинается самонаведение ракеты на цель.
В 1984 году группе разработчиков ракеты присуждена Государственная
премия СССР.
Модификации:
-
Х-59 "Овод" (Д-9) - базовая. Принята на вооружение в 1984 году.
-
Х-59М "Овод-М" - модернизированная. Отличается ТРДД РДК-300, установленным
в гондоле, топливным баком в фюзеляже, БЧ увеличенной мощности, дестабилизаторами
большего размаха. Предусмотрена установка кассетной БЧ массой 280 кг.
Применяется на МиГ-29К, Су-25Т,
Су-30МК, Су-35.
-
Х-59МК (Х-59А) - противокорабельная. Дальнось поражения цели типа "крейсер" -
200 км, типа "катер" - 50 км.
-
Х-59МЭ - экспортный вариант Х-59М. Предлагается для вооружения самолётов
"Мираж-3E", F-15, F-16.
Технические характеристики
|
Х-59 |
Х-59М |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыла |
5368
380
1260 |
5690
380
1260 |
Стартовая масса, кг |
760 |
920 |
Масса боевой части, кг |
147 |
315 |
Скорость максимальная, км/ч |
1025 |
1010 |
Дальность пуска максимальная, км |
40 |
115 |
Круговое вероятное отклонение, м |
2-3 |
2-3 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
600-1100 |
600-1100 |
Диапазон высот применения, м |
20-5000 |
20-5000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 332-333.
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 49-56.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 34-39.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 14-17.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 332-334.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника