Х-58
Разработка противолокационной ракеты Х-58 началась в МКБ
"Радуга" в 1967 году под руководством главного конструктора И.И.Селезнёва.
К новой ракете заказчиком были предъявлены требования обеспечения высокой
автономности и помехозащищённости, обеспечения пуска с дальних рубежей вне
зоны ПВО противника. Ракета предназначалась для перспективных самолётов
фронтовой авиации и на испытания её следовало представить к лету 1969 года.
Первоначально конструкторы за основу предполагали взять ракету Х-28,
заменив двигатель на твердотопливный и сделав ракету более компактной.
При проектировании использовался опыт, полученный при разработке проекта
ракеты Х-24П. Однако попытка создать систему, обеспечивающую поражение
различных средств противника на значительном расстоянии и пригодную для
применения с малых высот, тогда не удалась.
К 1971 году, после рассмотрения различных вариантов компоновки конструкторы
остановились на варианте Д-7 ("изделие 112") - ракете с твердотопливным
двигателем и широкополосной пассивной ГСН. Согласно Постановления ЦК КПСС и
СМ СССР, вышедшего в том же году, ракета Х-58 должна была войти в специализированный
комплекс подавления систем ПВО с носителем МиГ-25БМ.
Ставилась задача поражения перестраивающихся, кратковременно выключающихся
для маскировки РЛС, обладающих широким спектром излучения. Кроме того,
требовалась способность выбирать наиболее опасные оъекты и перенацеливаться.
Разработка ГСН и самолётной системы "Ягуар", обеспечивающей обнаружение
радиолокационных целей, была поручена Омскому ЦКБ автоматики.
Для испытаний ракеты на полигоне под Ахтубинском были смонтированы
излучающие мишени "Блесна", имитирующие работу РЛС ЗРК "Хок" (самой массовой
в то время в НАТО). Позже появились мишени, имитирующие РЛС "Найк Геркулес"
и "Улучшенный Хок". В 1974 году начались лётные испытания ГСН ПРГС-58 на
летающей лаборатории на базе Ан-12. В 1977 году
приступили к лётным испытаниям комплекса "Ягуар". В 1980 году ракета Х-58
была принята на вооружение, но совместные испытания комплекса вооружения
продолжались до 1982 года. Впервые продемонстрирована публике в 1989 году.
Х-58 построена по нормальной аэродинамической схеме с неподвижным крылом
большой площади. Конструкция цельнометаллическая (нержавеющая сталь 30ХГСА,
крылья и оперение из титана ОТ4-1). Крыло трапецевидное в плане. Рули
размещены в хостовой части. Боевая часть фугасная с лазерным неконтактным
взрывателем РОВ-20 и электромеханическим взрывателем с инерционными датчиками.
На Х-58У предусмотрено применеие ядерной БЧ ТК-57-08. Силовая установка
состоит из ракетного двухрежимного твердотопливного двигателя с центральным
соплом. Система управления САУ-58 инерциальная многоканальная с пассивной
радиолокационной ГСН типа ПРГС-58 (ПРГС-58М). В систему управления включён
пролонгатор, запоминающий положение цели при её выключении до 15 с. Питание
аппаратуры осуществляется от никель-кадмиевой аккумуляторной батареи повышенной
ёмкости (обеспечивает время работы не менее 200 с) со статическим преобразователем
тока. Ракета применяется с авиационных катапультных устройств АКУ-58,
АКУ-58-1. Для транспортировки и хранения используется герметизированный
контейнер.
Ракета предназначена для оснащения самолётов фронтовой авиации и борьбы
с РЛС ЗРК противника типа "Найк Геркулес", "Хок", "Улучшенный Хок", "Пэтриот".
Кроме МиГ-25БМ может применяться на Су-17М4,
Су-22, Су-22М4, Су-24М,
Су-25Т, Су-27, Су-35МР.
МиГ-25БМ может нести до 4 ракет, остальные - до двух.
При пуске пневматический толкатель катапультного устройства выводит
ракету на безопасное расстояние от самолёта-носителя. После пуска двигатель
ракеты в течении 3,6 с работает в режиме максимальной тяги (6000 кгс),
осуществляя разгон. Затем за счёт профилирования твердотопливной шашки
с меньшей площадью горения тяга снижается до 1000 кгс и двигатель в
течении 15 с работает в маршевом режиме. Ракета табилизируется по крену,
тангажу и рысканью, после чего автопилот начинает набор высоты до тех пор,
пока заданный угол пеленга цели не станет равным текущему. Затем производится
разворот на цель с заданной перегрузкой, после чего система переходит на
пассивный режим самонаведения по методу пропорционального сближения.
Перед целью ракета выполняет "горку". Подрыв БЧ происходит при пролёте
над целью на расстоянии около 5 м либо при прямом попадании.
Создание и принятие на вооружение ракеты Х-58 стало этапным для
отечественной военной авиации. В 1982 году группа разработчиков ракеты
удостоена Государственной премии СССР.
Ремонт ракеты осуществляется на заводе №711 в Борисоглебске.
Модификации:
-
Х-58 ("изделие 112", Д-7) - базовая. Принята на вооружение в 1980 году.
-
Х-58А - противокорабельная (проект). Отличается активной радиолокационной
ГСН. Разрабатывалась в начале 90-х годов.
-
Х-58У - модернизированная. Отличается новым двигателем, доработанной системой
управления. Дальность пуска увеличена. Принята на вооружение в начале 90-х
годов.
-
Х-58Э - экспортная. Может применяться на самолётах "Мираж-IIIE", F-15, F-16.
-
Х-58ЭМ - экспортный вариант Х-58У.
Технические характеристики
|
Х-58 |
Х-58У |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыла |
4800
380
1170 |
4813
380
1170 |
Стартовая масса, кг |
640 |
650 |
Масса боевой части, кг |
149 |
149 |
Скорость максимальная |
3,6М |
3М |
Дальность пуска, км:
максимальная с высоты 100 м
максимальная с высоты 10000 м
минимальная |
36
120
10 |
60
250
10 |
Круговое вероятное отклонение, м |
20 |
5-10 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
550-1800 |
550-2800 |
Диапазон высот применения, м |
100-20000 |
100-22000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 331.
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 44-49.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 29-34.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2003. - №2. - С. 16-19.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 331-332.
Что такое автоматическая
установка пожаротушения.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника