Х-55
В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ
СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой
ракеты большой дальности. НПО "Радуга" под руководством генерального
конструктора И.С.Селезнёва в рамках конкурса разработало сверхзвуковую
крылатую ракету Х-55. В том же году документация на первые узлы
ракеты поступила в производство. От ЦК КПСС работы курировал
И.С.Силаев (в последствии министр авиационной промышленности).
На разработку двигателя для ракеты также был объявлен конкурс.
Победителем стал ТРДД РДК-300, разработаннный МНПО "Союз". В
качестве носителей предполагалось использовать Ту-142МС
и Ту-160, а также перспективные самолёты.
Первая партия ракет была изготовлена на Дубнинском машиностроительном
заводе. Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года
(закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью
самолётов СКИП. Были проведены пробные пуски
с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55,
после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском
АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. Первый пуск серийной
ракеты состоялся 23 февраля 1981 года на Семиполатинском полигоне.
Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. Пуски ракет осуществлялись
Ту-95МС. В том же году за создание и освоение производства Х-55
большая группа работников МКБ "Радуга" и ДМЗ удостоена Ленинской
и Государственной премий. 31 декабря того же года ракета принята
на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский
машиностроительный завод.
Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное
оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной
бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства).
Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены
из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9-70). Для
снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и
оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных
в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боевая часть ТК-66 ядерная мощностью
200 кт тротилового эквивалента. Предусмотрена установка и неядерной
боеголовки проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного
турбореактивного двигателя с "холодным" выхлопом РДК-300. Запуск
двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом
коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются
в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы
для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока
фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом
состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим
импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-5У
или подкрыльевых АКУ-2 и АКУ-3.
Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией
по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ.
Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла
сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой.
Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера
картами местности и на основе этого производится коррекция полёта
ракеты.
Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС
и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на
АРЗ №711 в Борисоглебске. Аналогом Х-55 является американская ракета
BGM-109 "Томагавк". Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета
Х-555.
Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада
СССР 1068 ракет остались на Украине. В 2000 году 114 ракет были
переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160), остальные
уничтожены до декабря 2001 года. На 2001 года в ВВС России числилось
504 ракеты.
Модификации:
-
Х-55 ("изделие 120") - базовая. Принята на вооружение в 1983 году.
-
Х-55М ("изделие 124") - модернизированная. Отличается наличием сбрасываемых
конформных баков. Принята на вооружение в 1987 году.
-
Х-55ОК ("изделие 121") - с оптическим коррелятором в системе наведения.
-
Х-55СМ ("изделие 125") - с увеличенной дальностью. Принята на вооружение
в 1987 году.
-
Х-65 - тактическая ракета. Дальность пуска 580-600 км.
-
Х-555 - модернизированная с обычной БЧ. Отличалется инерциально-допплеровской
системой наведения, 2 конформными топливными баками по 220 л. Дальность
пуска сокращена до 2000 км.
Технические характеристики
|
Х-55 |
Х-55CМ |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыла |
5880
556
3100 |
6040
770
3100 |
Стартовая масса, кг |
1300 |
1700 |
Масса боевой части, кг |
410 |
410 |
Скорость максимальная, км/ч |
950 |
950 |
Круговое вероятное отклонение, м |
18-26 |
<100 |
Дальность пуска максимальная, км |
2500 |
3000 |
Высота полёта, м |
40-110 |
40-110 |
Диапазон высот применения, м |
200-10000 |
200-10000 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
540-1050 |
540-1050 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 330.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Крылатая ракета Х-55 // Вестник воздушного флота. - 1997. - №2.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты. Х-55 // М-Хобби. - 2005. - №6. - С. 36-40.
- Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 64-68.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника