Х-35
16 апреля 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
о разработке корабельного комплекса "Уран" с ракетой 3М24. Комплекс
предназначался для оснащения малых ракетных кораблей пр. 1141.8, 11411,
02065, сторожевых кораблей пр. 1154, берегового кломплекса "Бал" и др.
Ракета предназначаласть для поражения кораблей классом до эсминца и транспортов
водоизмещением до 5000 т. Рабочее проектирование ракеты началось в ОКБ "Звезда"
в 1978 году под руководством Г.И.Хохлова. Система управления разрабатывалась
в НПО "Радуга". Особенностью ракеты были малые размеры (и, соответственно,
ЭПР), высокая скорость и предельно малая высота полёта (3-5 м), что значительно
усложняет её перехват ПВО противника. В процессе испытаний конструкция
претерпевала изменения (например, дорабатывались консоли оперения на разгонном
блоке). Ракета впервые продемонстрирована публике на "Мосаэрошоу" в 1992
году. Серийное производство организовано в ГНПЦ "Звезда-Стрела".
В 1983 году началась разработка варианта ракеты авиационного базирования
Х-35, предназначенного для оснащения самолётов МиГ-29К,
Су-24М, Су-25Т (Су-39),
Су-30МК, Су-33, Су-34
с комплексом "Морской змей", Су-35, Ту-142М,
Як-141, вертолётов Ка-27, Ка-28,
Ка-32А7.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными
крыльями и оперением. В корабельном варианте крылья складывающиеся. Корпус
ракеты выполнен сварным из алюминиевых сплавов без технологических разъёмов.
ГСН закрыта стеклопластиковым радиопрозрачным обтекателем. Силовая установка
состоит из маршевого турбореактивного двигателя и стартового твердотопливного
ускорителя (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Воздухозаборник
маршевого двигателя расположен в нижней части корпуса. Запуск двигателя
осуществляется при помощи пиростартера. Система управления - комбинированная,
включает инерциальную систему и активную радиолокационную головку самонаведения
АРГС-35 для конечного участка, способную работать в условиях радиопротиводействия.
Для обеспечения быстрого обнаружения и захвата цели антенна ГСН имеет большой
угол поворота (по 45° в обе стороны). Боевая часть осколочно-фугасно-зажигательная.
Ракета применяется с катапультных пусковых устройств АКУ-58, АКУ-58М.
Контроль соостояния ракеты, ввод полётного задание и проведение пусковых
операций автоматизированы. Время подготовки к пуску из холодного состояния
составляет 60 с. Пуск ракеты обычно происходит с предельной дальности.
После пуска Х-35 на начальном этапе полёта работает инерциальная система
наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя
(преусмотрена возможность использования данных самолётов ДРЛО). На конечном
участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радиолокационной
системы. Для снижения уязвимости полёт проходит на высоте 5-10 м, а на конечном
участке ракета снижается до 3-5 м. При облучении РЛС противника ракета может
выполнять противозенитные маневры "горка" и "змейка". Подрыв БЧ происходит
при попадании в цель или при пролёте над целью. Для потопления эсминца
требутся попадание 2 ракет, для более мелких кораблей достаточно одной.
Из-за недостатка средств ракета Х-35 в ВВС и авиацию ВМФ России не поставляется.
Корабельный вариант поставляется на экспорт в Индию и Вьетнам вместе с катерами
пр. 02065. Аналогом Х-35 является американская ракета AGM-84 "Гарпун".
Модификации ракеты:
-
3М24 "Уран" - ракета корабельного базирования.
-
ИЦ-35 - мишень (имитатор цели). Отличается отсутствием БЧ и ГСН.
-
Х-35 ("изделие 78", Х-35В) - вертолётная. Отличается укороченным стартовым
ускорителем.
-
Х-35У ("изделие 78У") - авиационная (самолётная) ракета. Отличается отсутствием
стартового ускорителя.
-
Х-35Э - экспортная. Изготовлено около 150 ракет.
Технические характеристики
|
Х-35 |
Х-35У |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыльев
размах оперения |
4400
420
1330
1040 |
4275
420
1330
1040 |
Стартовая масса, кг |
630 |
480-500 |
Масса боевой части, кг |
145 |
145 |
Максимальная скорость, км/ч |
1100 |
1100 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
130
5 |
130
5 |
Дальность захвата цели ГСН, км |
20 |
20 |
Диапазон скоростей носителя, км/ч |
0-300 |
600-1100 |
Диапазон высот применения, м |
500-5000 |
500-5000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 327-328.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Костриченко В.В., Простокишин А.А. Противокорабельный ракетный комплекс "Уран" / Поющие фрегаты. // Морская коллекция. - 1999. - №1. - С. 9.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 43-46.
- Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 75-77.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 344-346.
- Широкорад А.Б. Ракеты над морем.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 405-406.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника