ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Х-31

Х-31П

Разработка сверхзвуковой противолокационной ракеты Х-31П началась в ОКБ "Звезда" в 1977 году под руководством В.Бугайского. Она предназначалась для противодействия перспективным средствам ПВО вероятного противника и должна была иметь высокую сверхзвуковую скорость благодаря применению твердотопливного СПРВД со встроенным разгонным блоком. Разработка двигателя была поручена Тураевскому МКБ "Союз". Эскизный проект был готов в 1979 году. Серийное производство организовано ГНПЦ "Звезда-Стрела" в Болшево. Принята на вооружение в 1988 году.

В 80-х годах на базе Х-31П было решено создать противокорабельную ракету Х-31А с активной радиолокационной ГСН, способную преодалевать организованную и эшелонированную ПВО большой группы кораблей. Работы велись под руководством главного конструктора Г.И.Хохлова. В качестве носителей могут применяться самолёты МиГ-27К, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, МиГ-31, Су-24М, Су-25Т, Су-27К-2, Су-27ИБ с комплексом "Морской змей", Су-30МК, Су-35, Як-141.

Ракета Х-31 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и рулей. Конструкция цельнометаллическая (титановые сплавы, нержавеющая сталь). Фюзеляж состоит из 3 отсеков, каждый из которых представляет собой конструктивно и функционально законченный бак. На корпусе в плоскости несущих поверхностей расположены 4 боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника. Силовая установка интегральная с комбинированным твёрдотопливно-прямоточным двигателем, разработанным в ОКБ "Союз". Камера сгорания основного (прямоточного) двигателя оснащена твёрдотопливным ускорителем, который разгоняет ракету после пуска с носителя до минимальной скорости поддержания прямоточного горения (около 1000 км/ч). После выполнения задачи, ускоритель сбрасывается из камеры сгорания прямоточного двигателя.

Наведение ракет радиолокационное, на конечном участке траектории - автономное. Х-31А оснащена активной помехоустойчивой радиолокационной системой наведения АРГСН-31, способной выделять цель из плотной однородной группы. Х-31П использует пассивную радиолокационую систему наведения, способную действовать в широком диапазоне частот. БРЭО, которым оснащена ракета, способно работать в нескольких режимах самонаведения, включая автоматический поиск и режим с внешним управлением. При облучении РЛС противника ракета может выполнять противозенитный манёвр "горка" с перегрузкой до 10 единиц. Боевая часть 9М2120 проникающая, бронебойная. Применяется с катапультных пусковых устройств АКУ-58, АКУ-58-1, АКУ-58М, АКУ-58Э. Для обнаружения цели используется РЛС носителя типа "Жук", "Копьё" и др. Для транспортировки и хранения применяется герметизированный контейнер.

После обнаружения цели и принятия решения о пуске оператор даёт лётчику команду команду на разворот самолёта в направлении цели (пуск возможен в пределах курсовых углов ±8°) и совмещает на индикаторе РЛС подвижное перекрестие с отметкой от цели. Затем происходит подготовка цепей ракеты к пуску, ввод данных целеуказания и параметров полёта самолёта-носителя в ракету. После этого оператор подаёт сигнал "пуск" на катапультное устройство и происходит катапультирование одной из ракет. После старта ракета совершает автономный полёт в соответствии с выбранными законами управления в район поиска цели. Расчётная точка выхода ракеты в зону захвата цели ГСН находится на расстоянии 7,5 км от цели и на высоте 100 м. После хазвата цели на автосопровождение ракета совершает "подскок" и направляется к цели бод большим углом. Подрыв БЧ происходит при прямом попадании в цель либо при пролёте над целью.

Из-за недостатка средств ракеты семейства Х-31 в ВВС и авиацию ВМФ России не поставляется. С 1991 года поставляются на экспорт во Вьетнам, Индию (не менее 90 ракет), Йемен, Китай. В 1996 году партию из 13 мишеней М-31 приобрели США. Во время учений американской армии (пуски производились с F-4J "Фантом", оборудованным АКУ-58) ниодной мишени сбить так и не удалось! В 1999 году был подписан контракт на поставку ещё 100 мишений.

Модификации:

  • М-31 (МА-31) - мишень на базе Х-31А. Отличается отсутствием ГСН и БЧ. Поставляется на экспорт в США.
  • Х-31А ("изделие 77А") - противокорабельная. Предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 4500 т. Принята на вооружение в 1988 году. Поставляется на экспорт в Индию.
  • Х-31АД (Х-31М) - с увеличенной до 100 км дальностью пуска.
  • Х-31П ("изделие 77П") - противолокационная. Предназначена для уничтожения радаров средств ПВО средней и большой дальности, радаров средств воздушного управления и радаров раннего предупреждения. Может противодействовать ЗРК "Пэтриот", "Найк-Геркулес". Принята на вооружение в 1988 году.
  • Х-31ПД - с увеличенной до 150 км дальностью пуска. Масса увеличена на 100 кг.

Технические характеристики

Х-31А Х-31П
Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах крыльев
размах рулей

4700
360
778
1125
5232
360
778
1125
Стартовая масса, кг 600 610
Масса боевой части, кг 87-90 90-95
Скорость максимальная, км/ч 4700 4700
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

70
5
110
15
Круговое вероятное отклонение, м 5-8 5-7
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1100 600-1100
Диапазон высот применения, м 50-15000 100-15000

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 324-326.
  2. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 40-43.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 26-29.
  5. Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 70-75.
  6. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 342-344.
  7. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 401-404.



Подробное описание автосервис у нас на сайте.





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100