Х-31
Разработка сверхзвуковой противолокационной ракеты Х-31П
началась в ОКБ "Звезда" в 1977 году под руководством В.Бугайского. Она
предназначалась для противодействия перспективным средствам ПВО вероятного
противника и должна была иметь высокую сверхзвуковую скорость благодаря
применению твердотопливного СПРВД со встроенным разгонным блоком. Разработка
двигателя была поручена Тураевскому МКБ "Союз". Эскизный проект был готов
в 1979 году. Серийное производство организовано ГНПЦ "Звезда-Стрела" в Болшево.
Принята на вооружение в 1988 году.
В 80-х годах на базе Х-31П было решено создать противокорабельную ракету
Х-31А с активной радиолокационной ГСН, способную преодалевать организованную
и эшелонированную ПВО большой группы кораблей. Работы велись под руководством
главного конструктора Г.И.Хохлова. В качестве носителей могут применяться
самолёты МиГ-27К, МиГ-29К,
МиГ-29М, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ,
МиГ-31, Су-24М,
Су-25Т, Су-27К-2,
Су-27ИБ с комплексом "Морской змей", Су-30МК,
Су-35, Як-141.
Ракета Х-31 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным
расположением крыла и рулей. Конструкция цельнометаллическая (титановые сплавы,
нержавеющая сталь). Фюзеляж состоит из 3 отсеков, каждый из которых представляет
собой конструктивно и функционально законченный бак. На корпусе в плоскости
несущих поверхностей расположены 4 боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника.
Силовая установка интегральная с комбинированным твёрдотопливно-прямоточным
двигателем, разработанным в ОКБ "Союз". Камера сгорания основного (прямоточного)
двигателя оснащена твёрдотопливным ускорителем, который разгоняет ракету после
пуска с носителя до минимальной скорости поддержания прямоточного горения (около
1000 км/ч). После выполнения задачи, ускоритель сбрасывается из камеры сгорания
прямоточного двигателя.
Наведение ракет радиолокационное, на конечном участке траектории - автономное.
Х-31А оснащена активной помехоустойчивой радиолокационной системой наведения
АРГСН-31, способной выделять цель из плотной однородной группы. Х-31П использует
пассивную радиолокационую систему наведения, способную действовать в широком
диапазоне частот. БРЭО, которым оснащена ракета, способно работать в нескольких
режимах самонаведения, включая автоматический поиск и режим с внешним управлением.
При облучении РЛС противника ракета может выполнять противозенитный манёвр
"горка" с перегрузкой до 10 единиц. Боевая часть 9М2120 проникающая, бронебойная.
Применяется с катапультных пусковых устройств АКУ-58, АКУ-58-1, АКУ-58М,
АКУ-58Э. Для обнаружения цели используется РЛС носителя типа "Жук", "Копьё"
и др. Для транспортировки и хранения применяется герметизированный контейнер.
После обнаружения цели и принятия решения о пуске оператор даёт лётчику
команду команду на разворот самолёта в направлении цели (пуск возможен в
пределах курсовых углов ±8°) и совмещает на индикаторе РЛС подвижное перекрестие
с отметкой от цели. Затем происходит подготовка цепей ракеты к пуску, ввод
данных целеуказания и параметров полёта самолёта-носителя в ракету. После
этого оператор подаёт сигнал "пуск" на катапультное устройство и происходит
катапультирование одной из ракет. После старта ракета совершает автономный
полёт в соответствии с выбранными законами управления в район поиска цели.
Расчётная точка выхода ракеты в зону захвата цели ГСН находится на расстоянии
7,5 км от цели и на высоте 100 м. После хазвата цели на автосопровождение
ракета совершает "подскок" и направляется к цели бод большим углом. Подрыв
БЧ происходит при прямом попадании в цель либо при пролёте над целью.
Из-за недостатка средств ракеты семейства Х-31 в ВВС и авиацию ВМФ
России не поставляется. С 1991 года поставляются на экспорт во Вьетнам,
Индию (не менее 90 ракет), Йемен, Китай. В 1996 году партию из 13 мишеней
М-31 приобрели США. Во время учений американской армии (пуски производились
с F-4J "Фантом", оборудованным АКУ-58) ниодной мишени сбить так и не удалось!
В 1999 году был подписан контракт на поставку ещё 100 мишений.
Модификации:
-
М-31 (МА-31) - мишень на базе Х-31А. Отличается отсутствием ГСН и БЧ.
Поставляется на экспорт в США.
-
Х-31А ("изделие 77А") - противокорабельная. Предназначена для поражения
кораблей водоизмещением до 4500 т. Принята на вооружение в 1988 году.
Поставляется на экспорт в Индию.
-
Х-31АД (Х-31М) - с увеличенной до 100 км дальностью пуска.
-
Х-31П ("изделие 77П") - противолокационная. Предназначена для уничтожения
радаров средств ПВО средней и большой дальности, радаров средств воздушного
управления и радаров раннего предупреждения. Может противодействовать ЗРК
"Пэтриот", "Найк-Геркулес". Принята на вооружение в 1988 году.
-
Х-31ПД - с увеличенной до 150 км дальностью пуска. Масса увеличена на 100 кг.
Технические характеристики
|
Х-31А |
Х-31П |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыльев
размах рулей |
4700
360
778
1125 |
5232
360
778
1125 |
Стартовая масса, кг |
600 |
610 |
Масса боевой части, кг |
87-90 |
90-95 |
Скорость максимальная, км/ч |
4700 |
4700 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
70
5 |
110
15 |
Круговое вероятное отклонение, м |
5-8 |
5-7 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
600-1100 |
600-1100 |
Диапазон высот применения, м |
50-15000 |
100-15000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 324-326.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 40-43.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2003. - №3. - С. 26-29.
- Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 70-75.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 342-344.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 401-404.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника