ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Х-28

Х-28

10 января 1963 года вышло Постаносление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке противолокационного комплекса К-28П для оснащения самолёта Як-28Н, включавшего ракету Х-28 и аппаратуру управления. Разработка ракеты была поручена Дубненскому филиалу ОКБ-155 (позже МКБ "Радуга") под руководством А.Я.Березняка. Головка самонаведения разрабатывалась Омским ЦКБ-111 (позже НПО "Автоматика") под руководством А.С.Кирчука, автопилот - НИИ-923 главного конструктора Е.Ф.Антипова, БЧ - НИИ-6, твердотопливный двигатель - КБ завода №81 под руководством главного конструктора И.И.Картукова. В 1964 году было решено вместо РДТТ установить на ракете ЖРД, который разрабатывался в ОКБ-300 С.К.Туманского на базе двигателя ракеты КСР-5. При проектировании использовался опыт создания ракет большой дальности Х-22 и КСР-5. Ракета Х-28 сохранила компоновку этих ракет, но имела меньшие размеры. Отработкой маневра на конечном участке траектории и режимов пикирования ракеты занимался НИИ-2 (ГосНИИАС). В 1966 году комплекс К-28 прошёл испытания на самолёте Як-28Н, но на вооружение принят не был из-за снятия с производства этого самолёта.

Дальнейшие работы в инициативном порядке было решено продолжить для перспективного фронтового бомбардировщика Су-24. Для целеуказания было решено использовать пассивную систему радиолокационной разведки и целеуказания "Филин", входящую в ПНК "Пума" самолёта-носителя. В 1974 году ракету Х-28 приняли на вооружение фронтовой авиации. В качестве носителя используется также истребитель-бомбардировщик Су-17М, оборудованный подвесным контейнером с аппаратурой целеуказания "Метель-А".

Х-28 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным (75° по передней кромке) крылом большой площади и крестообразным оперением. Для наведения на цель ракета снабжена пассивной радиолокационной системой наведения ПРГ-28М, автопилотом АПР-28 и автоматической прицельной системой ПРТ-28М. Для обнаружения цели, определения её координат и выдачи целеуказания ракеты служила аппаратура "Метель-А" ("Метель-АВ"), размещавшаяся в специальном контейнере под крылом самолёта. Боевая часть ракеты 9А283 фугасная (возможна установка ядерной БЧ типа ТК-43) с 2 взрывателями: с неконтактным РОВ-5 и электромеханическим ЭВМУ-139. Силовая установка состоит из двухкамерного жидкостного ракетного двигателя Р-253-300. Двигатель использует топливо ТГ-02 и окислитель АК-27П. Пуск ракеты осуществляется с пусковых устройств ПУ-28, ПУ-28С, АКУ-58-1.

Ракета предназначена для поражения в первую очередь РЛС американских ЗРК "Хок" и "Найк Геркулес". Аналогами Х-28 являются американские ракеты "Шрайк" и "Стандарт-ARM". По сравнению с ними советская ракета обладала большей дальностью стрельбы и мощностью БЧ. К недостаткам можно отнести использование токсичного топлива.

В начале 80-х годов ракета начала поставляться на экспорт в страны Варшавского договора, в Ливию и Ирак. В ВВС Ирака она применялась под обозначением NISAN-28. В настоящее время снята с вооружения ВВС России.

Модификации:

  • Х-28 (Д-8, "изделие 93") - базовая. Принята на вооружение в 1973 году.
  • Х-28М (Х-24) - модернизированная (проект). Отличалась твердотопливным двигателем. Разрабатывалась с 1967 года.
  • Х-28Э - экспортная.

Технические характеристики

Габариты, мм:

размах крыла
длина
максимальный диаметр фюзеляжа

1930
5970-6040
450
Стартовая масса, кг 690-715
Масса боевой части, кг 140
Скорость максимальная, км/ч 3300
Дальность пуска максимальная, км:

максимальная
с высоты 5000 м
с малых высот

90-110
70
25-45
Круговое вероятное отклонение, м 20
Вероятность попадания в РЛС 0,8
Диапазон высот применения, м 200-11000

Литература

  1. Карпенко А.В., Ганин С.М. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - Вып. 1. - С. 6-7, 19-20.
  2. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 13-15.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - №5. - С. 34-37.
  5. Марковский В.Ю., Приходченко В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000. - С. 14-15.
  6. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 329-331.



Самая актуальная информация экодом адлер на нашем сайте.





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100