Х-28
10 января 1963 года вышло Постаносление ЦК КПСС и СМ СССР
о разработке противолокационного комплекса К-28П для оснащения самолёта
Як-28Н, включавшего ракету Х-28 и аппаратуру управления.
Разработка ракеты была поручена Дубненскому филиалу ОКБ-155
(позже МКБ "Радуга") под руководством А.Я.Березняка. Головка самонаведения
разрабатывалась Омским ЦКБ-111 (позже НПО "Автоматика") под руководством
А.С.Кирчука, автопилот - НИИ-923 главного конструктора Е.Ф.Антипова, БЧ -
НИИ-6, твердотопливный двигатель - КБ завода №81 под руководством главного
конструктора И.И.Картукова. В 1964 году было решено вместо РДТТ установить
на ракете ЖРД, который разрабатывался в ОКБ-300 С.К.Туманского на базе
двигателя ракеты КСР-5. При проектировании использовался опыт создания
ракет большой дальности Х-22 и КСР-5. Ракета Х-28
сохранила компоновку этих ракет, но имела меньшие размеры. Отработкой
маневра на конечном участке траектории и режимов пикирования ракеты занимался
НИИ-2 (ГосНИИАС). В 1966 году комплекс К-28 прошёл испытания на самолёте
Як-28Н, но на вооружение принят не был из-за снятия с производства этого
самолёта.
Дальнейшие работы в инициативном порядке было решено продолжить для
перспективного фронтового бомбардировщика Су-24.
Для целеуказания было решено использовать пассивную систему радиолокационной
разведки и целеуказания "Филин", входящую в ПНК "Пума" самолёта-носителя.
В 1974 году ракету Х-28 приняли на вооружение фронтовой авиации. В качестве
носителя используется также истребитель-бомбардировщик Су-17М,
оборудованный подвесным контейнером с аппаратурой целеуказания "Метель-А".
Х-28 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным
(75° по передней кромке) крылом большой площади и крестообразным оперением.
Для наведения на цель ракета снабжена пассивной радиолокационной системой
наведения ПРГ-28М, автопилотом АПР-28 и автоматической прицельной системой
ПРТ-28М. Для обнаружения цели, определения её координат и выдачи целеуказания
ракеты служила аппаратура "Метель-А" ("Метель-АВ"), размещавшаяся в специальном
контейнере под крылом самолёта. Боевая часть ракеты 9А283 фугасная (возможна
установка ядерной БЧ типа ТК-43) с 2 взрывателями: с неконтактным РОВ-5 и
электромеханическим ЭВМУ-139. Силовая установка состоит из двухкамерного
жидкостного ракетного двигателя Р-253-300. Двигатель использует топливо ТГ-02
и окислитель АК-27П. Пуск ракеты осуществляется с пусковых устройств ПУ-28,
ПУ-28С, АКУ-58-1.
Ракета предназначена для поражения в первую очередь РЛС американских ЗРК
"Хок" и "Найк Геркулес". Аналогами Х-28 являются американские ракеты "Шрайк"
и "Стандарт-ARM". По сравнению с ними советская ракета обладала большей
дальностью стрельбы и мощностью БЧ. К недостаткам можно отнести использование
токсичного топлива.
В начале 80-х годов ракета начала поставляться на экспорт в страны Варшавского
договора, в Ливию и Ирак. В ВВС Ирака она применялась под обозначением NISAN-28.
В настоящее время снята с вооружения ВВС России.
Модификации:
-
Х-28 (Д-8, "изделие 93") - базовая. Принята на вооружение в 1973 году.
-
Х-28М (Х-24) - модернизированная (проект). Отличалась твердотопливным двигателем.
Разрабатывалась с 1967 года.
-
Х-28Э - экспортная.
Технические характеристики
Габариты, мм:
размах крыла
длина
максимальный диаметр фюзеляжа |
1930
5970-6040
450 |
Стартовая масса, кг |
690-715 |
Масса боевой части, кг |
140 |
Скорость максимальная, км/ч |
3300 |
Дальность пуска максимальная, км:
максимальная
с высоты 5000 м
с малых высот |
90-110
70
25-45 |
Круговое вероятное отклонение, м |
20 |
Вероятность попадания в РЛС |
0,8 |
Диапазон высот применения, м |
200-11000 |
Литература
- Карпенко А.В., Ганин С.М. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - Вып. 1. - С. 6-7, 19-20.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 13-15.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - №5. - С. 34-37.
- Марковский В.Ю., Приходченко В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000. - С. 14-15.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 329-331.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника