Х-23
С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой
авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно
шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё
это привело к необходимости разработки нового вида вооружения - управляемых
авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым
опозданием (после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году).
Разработка ракеты Х-23, управляемой лётчиком при помощи радиокоманд, была
поручена ОКБ-134 (позднее МКБ "Вымпел"). Рабочее проектирование началось в
апреле 1965 года. За основу конструкции была взята ракета "воздух-воздух"
РС-2УС. Из-за проблем с системой наведения разработка затянулась. В 1966 году
задел по Х-23 был передан в КБ завода №455 в Калининграде Московской области
(позже ОКБ "Звезда" при ПО "Стрела"), где к этому времени была создана ракета
Х-66 с наведением по лучу РЛС самолёта-носителя. Работы
по Х-23 возглавил Г.И.Хохлов. Было решено сохранить схему, систему управления
и компоновку узлов ракеты Х-66, но применить радиокомандную систему наведения.
В 1967 году от смежников был получен макетный образец командной пропорциональной
системы наведения "Дельта". В хвостовом отсеке ракеты была размещёна система
приёма и дешифровки управляющих радиосигналов. К концу года на опытном производстве
была изготовлена первая партия из 10 ракет Х-23 ("изделие 68"). В декабре 1967
года начались заводские исытания, продолжавшиеся до конца 1969 года. После
устранения выявленных недостатков ракета была передана на Государственные
испытания.
Государственные испытания, проводившиеся на самолётах МиГ-23
и МиГ-23Б, завершились осенью 1973 года. В этом же
году под наименованием "Гром" ракета Х-23 принята на вооружение.
Х-23 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть
комбинированная: кумулятивная головка и осколочно-фугасная основная часть.
Вдоль копуса БЧ наклеены осколочные элементы - кубики с гранью 10 мм. БЧ
снабжена неконтактным взрывателем РОВ-19А и контактным СКД-24. Силовая
установка состоит из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым
блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона
со сжатым воздухом (400 ата). Электропитание систем осуществляется от
ампульной батареи, электролит в которую поступает в момент пуска ракеты.
Система наведения ручная пропорциональная по методу трёх точек. Для
облегчения лётчику визуального наблюдения в хвостовой части установлен
трассер Т-60-5. Предусмотрена возможность полуавтоматического наведения
с помощью теплопеленгатора. Ракета применяется с пусковых устройств АПУ-68У/УМ.
Пуск Х-23 возможен как с пикирования, так и с горизонтального полёта.
Но в любом случае самолёт был ограничен в манёвре, так как пилоту было
необходимо удерживать ракету в поле зрения и в створе радиолуча до попадания
в цель. Боевая часть ракеты обеспечивала сплошное поражение небронированных
целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищённых объектов с толщиной брони
до 250 мм.
Ракета Х-23 может применяться на самолётах как со встроенной командной
системой "Дельта-Н" ("Дельта-НМ") (МиГ-23, МиГ-27, Су-24),
"Дельта-ИМ" (МиГ-23УБ), так и с подвесной
контейнерной "Дельта-НГ" (МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27К, МиГ-27М,
Су-17, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М,
Як-38). Проводились также испытания ракеты на морских
вертолётах Ка-25, Ка-252,
Ми-14. Для отработки навыков управления ракетой создан
тренажёр ТНР-23. Ремонт ракет осуществлялся на заводе №711 в Борисоглебске.
Модификации:
-
Х-23 "Гром" ("изделие 68") - базовая. Принята на вооружение в 1973 году.
-
Х-23Л ("изделие 69") - с лазерной системой наведения (проект). Разрабатывалась
в начале 70-х годов.
-
Х-23М ("изделие 68М") - модернизированная. Отличается более совершенной системой
наведения, трассером повышенной светосилы Т-60-9, улучшенной аэродинамикой.
Применяется с системой управления "Дельта-Р2М".
-
Х-23МР - доработанная.
Технические характеристики
|
Х-23 |
Х-23М |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
3591
275
785 |
3591
275
785 |
Стартовая масса, кг |
288 |
289 |
Масса боевой части, кг |
108 |
111 |
Максимальная скорость, км/ч |
2900 |
2900 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
10
3 |
10
3 |
Время управляемого полёта, с |
20 |
25 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
550-1500 |
550-1500 |
Диапазон высот применения, м |
100-5000 |
100-5000 |
Литература
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 20-23.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 7-9.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - № 3. - С. 32-36.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 338-339.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника