Х-22
Разработка сверхзвуковой крылатой ракеты Х-22 (заводское
обозначение Д-2) началась на Дубнинском машиностроительном хаводе №256
(филиал ОКБ А.И.Микояна) для среднего бомбардировщика
Ту-22 в соответствии с Постановлением СМ СССР №426-201
от 17 июня 1958 года. Руководство работами осуществлял главный конструктор
А.Я.Березняк. Разработкой аппаратуры управления К-22У занималось СКБ-1 ГКРЭ.
Ракета создавалась одновременно в трёх вариантах: стратегическом для поражения
площадных целей, противокорабельном и противолокационном. При проектировании
широко использовался опыт, полученный при создании ракет К-10П и К-14.
Особенностью новой ракеты стало применение ЖРД (разработка ОКБ-300), позволившего
достигнуть число М=3,5 на высоте 22,5 км, что гарантировало преодаление любой,
существовавшей в то время системы ПВО. Впервые в конструкции был широко использован
титан (сплавы ОТ4-1, ВТ-5), применено алмазное выглаживание штоков цилиндров
исполнительных механизмов.
Опытные образцы изготавливались на заводе №256 в Дубне. Испытания ракеты
проходили на опытном самолёте Ту-16К-22. 6 июля 1961 года Ту-22К с макетом
ракеты был впервые показан публике на авиационном параде в Тушино. Испытания
начались в 1962 году и продолжались до 1967 года. Серийное производство
организовано на заводе №256, затем на машиностроительном заводе в Ульяновске
и на других заводах. Принята на вооружение в 1967 году. С 1971 года ракетами
Х-22 оснащаются так же ракетоносцы Ту-22М, с 1975 -
Ту-95К-22. Дальнейшая разработка осуществлялась
в МКБ "Радуга". В 1971 году группа работников МКБ во главе с А.Я.Березняком
за создание Х-22 удостоена Государственной премии.
Х-22 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным
(75,5° по передней кромке) крылом большой площади и крестообразным оперением.
В носовом отсеке корпуса установлена ГСН, за ней боевая часть, баки компонентов
топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами, автопилот АПК-22. В
хвостовом отсеке расположены исполнительные механизмы рулей и силовая установка.
Силовая установка состоит из двухрежимного жидкостного реактивного двигателя
С5.33 (Р-201-300) с 2 камерами сгорания с раздельными выхлопными соплами. В
качестве топлива для двигателя используется несимметричный диметилгидразин,
окислителя - концентрированная азотная кислота. Воздухозаборник двигателя в
предстартовом положении закрыт сбрасываемым обтекателем. Боевая часть двух
типов: фугасно-кумулятивная "М" (500 кг взрывчатого вещества) и ядерная "Н"
(мощностью 350-1000 кт). Наведение на цель осуществляет комбинированная система
управления, состоящая из подсистем автономного управления и самонаведения.
Ракета применяется с балочных держателей БД-45К, БД-45Ф.
Ракеты Х-22, Х-22М, Х-22Н предназначены для нанесения ударов по наземным
радиоконтрастным точечным и площадным целям, а также морским радиоконтрастным
подвижным и неподвижным целям в открытом море и вблизи береговой черты. Ракеты
Х-22ПГ, Х-22МП предназначены для ударов по импульсным РЛС, в том числе корабельным.
Пуск ракет допускается в прямолинейном полёте без скольжения.
В районе пуска ракеты цель берётся на автоматическое сопровождение головками
самонаведения и по сигналу "ракета готова" штурман производит её отцепку. Через
3 с после отцепки (просадка 500-700 м) на ракете запускаются двигатели, раскладывается
нижний киль, взводится взрыватель БЧ и включается программный механизм ракеты.
Через 11 с ракета переводится в набор высоты. При достижении М=3,44 уменьшается
угол набора высоты и выключается стартовый двигатель. На высоте 22500 м начинается
горизонтальный полёт. Когда угол визирования между осью ракеты и направлением
на цель достигал 30°, а удаление от цели - 60 км, отключается радиоуправление
по курсу, канал высоты и двигатель, а ракета переводится в пикирование на цель.
На участке пикирования управление переходит на радиолокационное самонаведение
по методу прямого наведения.
Появление Х-22 значительно повысило боевые возможности Дальней Авиации.
Долгое время она была единственным средством поражения средней дальности.
К недостаткам ракеты можно отнести применение токсичного топлива и агрессивного
окислителя, частые отказы в системе управления. Недостатки были частично
устранены на модернизированных ракетах Х-22М и Х-22Н.
Всего изготовлено около 1000 ракет Х-22 всех модификаций. В процессе производства
ракета постоянно модернизировалась и дорабатывалась. В настоящее время
ракета Х-22 снята с вооружения, но продолжает оставаться основным вооружением
Ту-22М3. Кроме России ракеты Х-22 имеются на Украине. В 2000 году Украина
передала России в счёт выплаты долгов 386 ракет (большую часть). На базе Х-22
разработана ракета Х-32.
Модификации:
-
Х-22 (Д-2, Х-22ПГ) - противокорабельная с активной радиолокационной головкой
самонаведения. Выпускалась с 1965 года.
-
Х-22Б (Д-2Б)- экспериментальная баллистическая ракета со скоростью полёта 6М и
высотой полёта до 70 км. Разработана в середине 70-х годов.
-
Х-22М (Д-2М) - модернизированная с активной ГСН для Ту-22М. Отличается возможностью
пуска с малых высот и полёта по полубаллистической траектории. Разработана
в МКБ "Радуга". Принята на вооружение в 1974 году.
-
Х-22МА - вариант Х-22М с автономным управлением. Отличается наличием системы
коррекции по рельефу. Принята на вооружение в 1974 году.
-
Х-22МП - вариант Х-22М с пассивной ГСН. Принята на вооружение в 1974 году.
-
Х-22Н (Д-2Н) - модернизированная, дальнейшее развитие Х-22М. Принята на вооружение
в 1976 году.
-
Х-22НА - вариант Х-22Н с автономным управлением. Принята на вооружение в 1976 году.
-
Х-22НП - противолокационная на базе Х-22Н. Принята на вооружение в 1976 году.
-
Х-22П - противолокационная с пассивной ГСН. Выпускалась с 1967 года.
-
Х-22ПСИ - с автономным управлением на базе инерциального счислителя пути ПСИ.
Разработана в 1965-1971 годах. Принята на вооружение в 1971 году.
Технические характеристики
|
Х-22 |
Х-22М |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота со сложенным килем
максимальный диаметр фюзеляжа |
3,0
11,65
1,81
0,92 |
3,2
11,65
1,81
0,92 |
Площадь крыла, м2 |
4,48 |
4,48 |
Стартовая масса, кг |
5780 |
5900 |
Масса боевой части, кг |
630-1000 |
930-1000 |
Запас топлива, л |
3000 |
3000 |
Скорость
крейсерская
максимальная |
3,5М
4,6М |
4М
6М |
Дальность пуска, км:
минимальная
максимальная |
140
400-550 |
140
500 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
950-1720 |
950-1720 |
Диапазон высот применения, м |
10000-13000 |
1000-14000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 318.
- Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. Авиационные ракеты большой дальности // Невский бастион. - 1998. - Вып. 6. - С. 25-33.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты // М-Хобби. - 2004. - №7. - С. 27-33.
- Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 45-53.
- Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 19.
- Якубовия Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 22.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника