ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Х-22

Х-22

Разработка сверхзвуковой крылатой ракеты Х-22 (заводское обозначение Д-2) началась на Дубнинском машиностроительном хаводе №256 (филиал ОКБ А.И.Микояна) для среднего бомбардировщика Ту-22 в соответствии с Постановлением СМ СССР №426-201 от 17 июня 1958 года. Руководство работами осуществлял главный конструктор А.Я.Березняк. Разработкой аппаратуры управления К-22У занималось СКБ-1 ГКРЭ. Ракета создавалась одновременно в трёх вариантах: стратегическом для поражения площадных целей, противокорабельном и противолокационном. При проектировании широко использовался опыт, полученный при создании ракет К-10П и К-14. Особенностью новой ракеты стало применение ЖРД (разработка ОКБ-300), позволившего достигнуть число М=3,5 на высоте 22,5 км, что гарантировало преодаление любой, существовавшей в то время системы ПВО. Впервые в конструкции был широко использован титан (сплавы ОТ4-1, ВТ-5), применено алмазное выглаживание штоков цилиндров исполнительных механизмов.

Опытные образцы изготавливались на заводе №256 в Дубне. Испытания ракеты проходили на опытном самолёте Ту-16К-22. 6 июля 1961 года Ту-22К с макетом ракеты был впервые показан публике на авиационном параде в Тушино. Испытания начались в 1962 году и продолжались до 1967 года. Серийное производство организовано на заводе №256, затем на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах. Принята на вооружение в 1967 году. С 1971 года ракетами Х-22 оснащаются так же ракетоносцы Ту-22М, с 1975 - Ту-95К-22. Дальнейшая разработка осуществлялась в МКБ "Радуга". В 1971 году группа работников МКБ во главе с А.Я.Березняком за создание Х-22 удостоена Государственной премии.

Х-22 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным (75,5° по передней кромке) крылом большой площади и крестообразным оперением. В носовом отсеке корпуса установлена ГСН, за ней боевая часть, баки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами, автопилот АПК-22. В хвостовом отсеке расположены исполнительные механизмы рулей и силовая установка. Силовая установка состоит из двухрежимного жидкостного реактивного двигателя С5.33 (Р-201-300) с 2 камерами сгорания с раздельными выхлопными соплами. В качестве топлива для двигателя используется несимметричный диметилгидразин, окислителя - концентрированная азотная кислота. Воздухозаборник двигателя в предстартовом положении закрыт сбрасываемым обтекателем. Боевая часть двух типов: фугасно-кумулятивная "М" (500 кг взрывчатого вещества) и ядерная "Н" (мощностью 350-1000 кт). Наведение на цель осуществляет комбинированная система управления, состоящая из подсистем автономного управления и самонаведения. Ракета применяется с балочных держателей БД-45К, БД-45Ф.

Ракеты Х-22, Х-22М, Х-22Н предназначены для нанесения ударов по наземным радиоконтрастным точечным и площадным целям, а также морским радиоконтрастным подвижным и неподвижным целям в открытом море и вблизи береговой черты. Ракеты Х-22ПГ, Х-22МП предназначены для ударов по импульсным РЛС, в том числе корабельным. Пуск ракет допускается в прямолинейном полёте без скольжения.

В районе пуска ракеты цель берётся на автоматическое сопровождение головками самонаведения и по сигналу "ракета готова" штурман производит её отцепку. Через 3 с после отцепки (просадка 500-700 м) на ракете запускаются двигатели, раскладывается нижний киль, взводится взрыватель БЧ и включается программный механизм ракеты. Через 11 с ракета переводится в набор высоты. При достижении М=3,44 уменьшается угол набора высоты и выключается стартовый двигатель. На высоте 22500 м начинается горизонтальный полёт. Когда угол визирования между осью ракеты и направлением на цель достигал 30°, а удаление от цели - 60 км, отключается радиоуправление по курсу, канал высоты и двигатель, а ракета переводится в пикирование на цель. На участке пикирования управление переходит на радиолокационное самонаведение по методу прямого наведения.

Появление Х-22 значительно повысило боевые возможности Дальней Авиации. Долгое время она была единственным средством поражения средней дальности. К недостаткам ракеты можно отнести применение токсичного топлива и агрессивного окислителя, частые отказы в системе управления. Недостатки были частично устранены на модернизированных ракетах Х-22М и Х-22Н.

Всего изготовлено около 1000 ракет Х-22 всех модификаций. В процессе производства ракета постоянно модернизировалась и дорабатывалась. В настоящее время ракета Х-22 снята с вооружения, но продолжает оставаться основным вооружением Ту-22М3. Кроме России ракеты Х-22 имеются на Украине. В 2000 году Украина передала России в счёт выплаты долгов 386 ракет (большую часть). На базе Х-22 разработана ракета Х-32.

Модификации:

  • Х-22 (Д-2, Х-22ПГ) - противокорабельная с активной радиолокационной головкой самонаведения. Выпускалась с 1965 года.
  • Х-22Б (Д-2Б)- экспериментальная баллистическая ракета со скоростью полёта 6М и высотой полёта до 70 км. Разработана в середине 70-х годов.
  • Х-22М (Д-2М) - модернизированная с активной ГСН для Ту-22М. Отличается возможностью пуска с малых высот и полёта по полубаллистической траектории. Разработана в МКБ "Радуга". Принята на вооружение в 1974 году.
  • Х-22МА - вариант Х-22М с автономным управлением. Отличается наличием системы коррекции по рельефу. Принята на вооружение в 1974 году.
  • Х-22МП - вариант Х-22М с пассивной ГСН. Принята на вооружение в 1974 году.
  • Х-22Н (Д-2Н) - модернизированная, дальнейшее развитие Х-22М. Принята на вооружение в 1976 году.
  • Х-22НА - вариант Х-22Н с автономным управлением. Принята на вооружение в 1976 году.
  • Х-22НП - противолокационная на базе Х-22Н. Принята на вооружение в 1976 году.
  • Х-22П - противолокационная с пассивной ГСН. Выпускалась с 1967 года.
  • Х-22ПСИ - с автономным управлением на базе инерциального счислителя пути ПСИ. Разработана в 1965-1971 годах. Принята на вооружение в 1971 году.

Технические характеристики

Х-22 Х-22М
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота со сложенным килем
максимальный диаметр фюзеляжа

3,0
11,65
1,81
0,92
3,2
11,65
1,81
0,92
Площадь крыла, м2 4,48 4,48
Стартовая масса, кг 5780 5900
Масса боевой части, кг 630-1000 930-1000
Запас топлива, л 3000 3000
Скорость

крейсерская
максимальная

3,5М
4,6М

Дальность пуска, км:

минимальная
максимальная

140
400-550
140
500
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 950-1720 950-1720
Диапазон высот применения, м 10000-13000 1000-14000

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 318.
  2. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. Авиационные ракеты большой дальности // Невский бастион. - 1998. - Вып. 6. - С. 25-33.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты // М-Хобби. - 2004. - №7. - С. 27-33.
  5. Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 45-53.
  6. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 19.
  7. Якубовия Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 22.



задать вопрос юристу





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100