|
|
Ту-324
В начале 90-х годов АНТК им. А.Н.Туполева
начал разработку небольших административных самолётов. В 1991 году был
разработан предварительный проект, получивший обозначение Ту-20, который
предусматривал самолёт сравнительно небольшой размерности с турбовинтовыми
двигателями РТ6А-67 с толкающими винтами. Ту-20 предлагалось выпускать
в варианте с повышенным уровнем комфортабельности на 8 пассажиров, в бизнес
варианте на 11 пассажиров и региональном пассажирском на 19 пассажиров.
Дальнейшим развитием этой тематики стали проекты административных самолётов
Ту-400 (на 10 пассажиров) и Ту-4Х4 (на 4-7 пассажиров). Основным их отличием
была замена ТВД на ТРДД, что увеличивало крейсерскую скорость и снижало
шум в салоне. Анализ работ над этими проектами показал, что с точки зрения
завоевания определённого сектора отечественного и мирового рынка, целесообразнее
перейти к разработке самолёта более крупной размерности - к региональному
лайнеру пассажировместимости порядка 50 пассажиров.
Приступая к проектированию Ту-324, АНТК ставило перед собою задачу создать
высокорентабельный самолёт для региональных линий, соответствующий по комфорту
современным требованиям, способный заменить самолёты Ан-24
и Як-40. 2 февраля 1996 года вышло Постановление
Правительсва РФ, обеспечивавшее начало работ по самолёту. В томже году
было разработано техническое предложение. В 1997 году началось эскизное
проектирование. К июлю 1998 года был построен макет самолёта. Макетная
комиссия вынесла положительное решение по самолёту с минимумом замечаний.
Быстроте и качеству проектирования и сокращению времени передачи в производство
способствовало широкое примение САПР на АНТК. В разработке дизайна салона
принимала участие итальянская фирма "Тестори". Началась подготовка серийного
производства на КАПО им. С.П.Горбунова. Для сокращения сроков освоения
первый прототип строится сразу на серийном заводе.
Ту-324 построен по аэродинамической схеме низкоплана с крылом умеренной
стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Шасси трёхопорное с носовой
стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД АИ-22
разработки ЗМКБ "Прогресс". Двигатели размещены в хвостовой части фюзеляжа
на пилонах. Предусмотрена установка перспективных двигателей Р-126-300.
Разработано несколько вариантов компоновки салона: туристический (52 места),
смешанный (46 мест в двух классах) и административный (8-19 мест). Состав
оборудование пилотской кабины во многом унифицирован с Ту-204
и Ту-334. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс
и электрорадиодистанционная система управления обеспечивают полностью
автоматизированное самолётовождение и позволяют производить посадку по 2
категории ИКАО.
Назначенный технический ресурс Ту-324 определяется в 60000 лётных часов
при 45000 посадках. Система технического обслуживания предполагает эксплуатацию
без капитальных ремонтов в пределах назначенного ресурса планера, с высокой
степенью охвата систем и оборудования встроенным контролем.
Модификации самолёта:
-
Ту-324 - пассажирский.
-
Ту-324А - административный ("салон"). Отличается укороченным на 2 м фюзеляжем,
дополнительными топливными баками. Дальность полёта увеличена до 7900 км.
Возможно оборудование системами факсимильной и радиотелефонной связи, душем
и спальным помещением.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-22 |
Взлётная тяга, кгс |
2х3820 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
23,2
25,5
7,1 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
23,7
24,6 |
Коммерческая нагрузка, т |
5,5 |
Количество пассажиров, чел. |
46-52 |
Крейсерская скорость, км/ч |
830-850 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
2500
7450 |
Практический потолок, м |
11600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 36-40.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|