 |
|
Ту-22У
Разработка учебной модификации сверхзвукового бомбардировщика
Ту-22 началась в ОКБ-156 А.Н.Туполева
в 1961 году. В 1962 году был изготовлен прототип (переделан серийный Ту-22Р
№601). 4 ноября начались его заводские испытания, которые продолжались до 12
июня 1963 года. Государственные испытания проводились с 23 июня 1963 года до
18 августа 1965 года. Не дожидаясь их завершения, в 1963 году авиазавод №22
в Казани приступил к серийному производству. Принят на вооружение в декабре
1968 года.
Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное
(58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с
гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки
основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит
из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в
мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители,
крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется
двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине
в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением
размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное
кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная
установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования
дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус".
Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У (включая 2 опытных). Поставлялся
на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось
Украине.
Модификации самолёта:
-
Ту-22У - учебный бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46
самолётов.
-
Ту-22УД - дальний. Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте
и двигателями РД-7М2.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ВД-7М |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2x10500
2x16000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
23,646
41,6
10,13 |
Площадь крыла, м2 |
162,25 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
43,58
69
85 |
Запас топлива, т |
40,8 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая |
1387
950-1000
1200-1300 |
Время набора высоты 10000 м, мин. |
18,8 |
Дальность полёта максимальная, км: |
5130 |
Практический потолок, м |
13250 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2270
1350 |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 287-290.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 142-146.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
- Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
- Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 13-14.
- Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
- Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 13.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|