 |
|
Ту-22РД
Разведчик Ту-22Р разработан в ОКБ-156
А.Н.Туполева по теме "Сибирь-2" на базе сверхзвукового бомбардировщика
Ту-22. Первый прототип был переоборудован из серийного
бомбардировщика. Его испытания начались 24 июля 1961 года. После пожара,
возникшего из-за разрушения турбины одного из двигателей, испытания продолжили
на втором прототипе, также переоборудованном из серийного Ту-22. Серийное
производство началось в 1962 году на авиазаводе №22 в Казани. Принят на
вооружение в декабре 1968 года.
Ту-22Р предназначен для ведения радиотехнической и фоторазведки в оперативной
глубине противника, а также на море в любое время суток, в простых и сложных
метеоусловиях. Самолёт мог вести поиск РЛС противника при помощи аппаратуры
"Ромб-4А" и "Роза", радиолокационную разведку местности с помощью РЛС "Рубин"
и фотографирование изображения на экране приставкой ФАРМ. В отсеке боевой
нагрузки могли устанавливаться фотоаппараты АФА-40, АФА-41, АФА-42 или ночной
НАФА-МК-75. Разведчик мог использоваться для радиоэлектронной борьбы.
Ту-22Р построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное
(58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с
гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки
основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит
из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в
мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой
части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся
к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный
тормозной парашют. В грузовом отсеке вместо разведывательного оборудования могут
подвешиваться бомбы калибром до 9000 кг. На модификации Ту-22РД установливалось
оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус". На самолётах
первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой
Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со
станцией постановки активных ппомех (СПС-151/152/153).
Всего изготовлено 127 разведчиков Ту-22Р всех модификаций. В процессе
эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В начале 60-х годов лётчик-испытатель
Герой Советского Союза Е.А.Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный
полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. В конце 60-х годов
часть самолётов была переоборудована в бомбардировщики Ту-22Б для поставок
Ираку и Ливии. После распада СССР 30 разведчиков Ту-22РД достались Украине.
Модификации самолёта:
-
Ту-22Р - разведчик. Первый полёт 24 июля 1961 года.
-
Ту-22РД - дальний разведчик. Отличается наличием системы дозаправки в воздухе
и двигателяями РД-7М2. Выпускался с 1965 года. Переоборудованы также все ранее
выпущенные Ту-22Р.
-
Ту-22РК, Ту-22РДК - самолёты с системой радиотехнической разведки "Куб".
В 70-е годы переоборудовано несколько самолётов.
-
Ту-22РМ - опытный разведчик-бомбардировщик. Отличется съёмным контейнером со
станциями радиотехнической разведки "Тангаж" и инфракрасной "Осень", наличием
РЛС бокового обзора "Шомпол" и станции постановки активных помех СПС-151.
Фотооборудование перенесено из бомбоотсека на место демонтированного топливного
бака №1. Изготовлен в 1975 году.
-
Ту-22РДМ - дальний разведчик-бомбардировщик. Отличался наличием станции автоматической
разведки СРС-13с. В 1981-1982 годах ранее выпущенные Ту-22РД переоборудовались
по типу Ту-22РМ.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-22Р |
Ту-22РДМ |
Двигатели |
ВД-7М |
ВД-7М2 |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2x10500
2x16000 |
2х11000
2x16500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
23,17
41,6
10,13 |
23,17
41,6
10,13 |
Площадь крыла, м2 |
162,25 |
162,25 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
43,6
69
85 |
43,6
85
92 |
Запас топлива, т |
40,8 |
40,8 |
Масса боевой нагрузки, т |
9 |
9 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая |
1410
950-1000
1200-1300 |
1600
950-1000
1200-1300 |
Время набора высоты 10000 м, мин. |
19 |
12 |
Дальность полёта максимальная, км: |
4900 |
5650 |
Практический потолок, м |
13500 |
13800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2430
1700 |
2300
1600 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Литература
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
- Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
- Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 8-11.
- Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 9-12.
- Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|