 |
|
Ту-22ПД
Самолёт радиоэлектронного противодействия Ту-22П разработан
в ОКБ-156 А.Н.Туполева по теме "Сибирь-1" на базе
бомбардировщика Ту-22 в 1961 году. Прототип был
изготовлен путём переделки серийного Ту-22 №305. Заводские испытания продолжались
до июня 1963 года. Серийное производство организовано на заводе №22 в Казани.
Принят на вооружение в декабре 1968 года.
Ту-22П построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой
работающей обшивкой. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней
кромке), цельноповоротное. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных
стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух
ТРД РД-7М (на Ту-22ПД - РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в
мотогондолах над фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой
части фюзеляжа. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся
к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный
тормозной парашют. Вместо пушечной установки ДК-20 в хвостовой части фюзеляжа
под обтекателем установлено оборудование постановки активных помех (состав
оборудования менялся в процессе эксплуатации.
Всего изготовлено 47 постановщиков помех Ту-22П. В процессе эксплуатации
оборудование самолёта постоянно модернизировалось. После установки системы
дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД. 4 самолёта
Ту-22ПД из 341 тбап применялись в Афганистане для прикрытия боевых действий
Ту-22М3 вблизи пакистанской границы. Опыт боевых
действий показал, что аппаратура РЭБ, установленная на самолёте, оказалась
такой мощной, а диапазон частот таким широким, что глушились не только РЛС
и средства военной связи, но и широковещательные радио- и телевизионные
станции.
Модификации самолёта:
-
Ту-22П-1 - со станциями СПС-44 "Букет-4", СПС-55 и СПС-4М "Клюква"
(СПС-5М "Фасоль").
-
Ту-22П-2 - со станциями СПС-77, СПС-4М и СПС-5М.
-
Ту-22П-4 - со станциями СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5М.
-
Ту-22ПД - дальний. Отличается наличием системы дозаправки в воздухе и
двигателями РД-7М2.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ВД-7М |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2x10500
2x16000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
23,17
41,6
10,13 |
Площадь крыла, м2 |
162,25 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
43,6
69
85 |
Запас топлива, т |
40,8 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая |
1410
950-1000
1200-1300 |
Время набора высоты 10000 м, мин. |
19 |
Дальность полёта максимальная, км: |
4900 |
Практический потолок, м |
13500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2430
1700 |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
- Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
- Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1. - С. 11-13.
- Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999. - С. 8.
- Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|