|
|
Ту-16С
Разработка поисково-спасательного комплекса "Архангельск"
на базе самолёта Ту-16 началась в соответствии
с постановлением Совета Министров СССР от 26 ноября 1955 года. Комплекс
состиоял из самолёта Ту-16 и радиоуправляемой спасательной авиационной
лодки "Архангельск". На самолёте-носителе должна была устанавливаться аппаратура
радиоуправления "Лодка-М" и "Штырь". Разрабатывался вариант с катером "Ёрш".
Позже на базе Ту-16Т появился спасательный комплекс "Фрегат" в составе
самолёта Ту-16С и одноимённого катера. Он и был принят на вооружение ВМФ.
От базового самолёта Ту-16С отличает спасательный катер, подвешенный
под фюзеляжем. На самолёте устанавливалась аппаратура поиска и наведения
"Приток" и "Штырь-А". Для управления катером устанавливалась аппаратура
"Лодка-М", включавшая передатчик "Рея-С" и приёмник "Рея-Л". В бомбоотсеке
на замках бомбодержателей подвишивались контейнеры со спасательным оборудованием
КАС-90. И лодка, и контейнеры сбрасывались на парашютах.
Катер "Фрегат" (габариты - 9300х2300х1600 мм, масса - 3430 кг), бравший
на борт 15-20 человек, был активным спасательным средством на море при
волнении до 5 баллов (высота волны до 3,5 м). Его непотопляемость обеспечивалась
водонепроницаемыми наружной обшивкой, настилом платформы со стоком воды
через автоматические шпигаты, переборками и воздушными отсеками под платформой,
обеспечивающими необходимый запас плавучести. При полном водоизмещении
(4180 кг при 15 пассажирах) катер развивал скорость до 7,5 узлов (на тихой
воде). Дальность плавания составляла не менее 800 миль, а автономность
по запасу провизии и воды - до 3 суток. Сброс лодки осуществлялся при
скорости 350-380 км/ч и волнении моря до 3 баллов.
Применение комплекса "Фрегат" для спасения терпящей бедствие подводной
лодки было наглядно продемонстрировано в художественном фильме "Случай
в квадрате 36-80", вышедшем на экраны в 1982 году. Но когда аналогичный
случай произошёл в жизни с АПЛ К-278 "Комсомолец" (7 апреля 1989 года),
самолёт Ту-16С уже успели списать.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
РД-3А |
Взлётная тяга, кгс |
2х8700 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
32,989
34,8
10,355 |
Площадь крыла, м2 |
164,65 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная |
36,6
55 |
Запас топлива, т |
32,0 |
Скорость максимальная на высоте 6000 м, км/ч |
962 |
Дальность полёта, км |
4800 |
Практический потолок, м |
12800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1900
1655 |
Экипаж, чел. |
6 |
Литература
- Туполев Ту-16. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
- Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 101-103.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|