|
|
Ту-142
Появление в начале 60-х годов в составе американского
флота атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет большой
дальности типа "Поларис" потребовало создание средств для борьбы с ними.
Сначала самолёт-носитель Ту-95ПЛО рассматривался как элемент комплексной
системы, способной автономно решать задачи борьбы с подводными лодками
и должен был нести радиоакустические буи, противолодочные бомбы и самонаводящиеся
торпеды (в том числе и ядерные). Средства поиска (мощный радиолокатор,
мигнитометр, тепловизионная система) должны были распологаться да другом
самолёте - модифицированном Ан-22. Но успехи в
радиоэлектронике, приведшие к уменьшению габаритов, массы и энергопотребления
аппаратуры, позволили создать единый самолёт-носитель "ВП" 28 февраля
1963 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-156
А.Н.Туполева разработку противолодочного самолёта Ту-142 с поисково-прицельной
системой "Беркут-95" на базе Ту-95РЦ. Главным
конструктором по самолёту был назначен Н.И.Базенков.
Конструкция самолёта была полностью переработана и обновлён состав
оборудования. Был создан единый пилотажно-навигационный комплекс ПНС-142,
который должен был использоваться для пилотирования и обеспечивать работу
противолодочной системы. Первый прототип был готов к лету 1968 года. 18
июня его впервые поднял в небо экипаж во главе с И.К.Ведерниковым. Первоначально
Ту-142 выпускался на Куйбышевском авиазаводе №18. В 1975 году его производство
передали на Таганрогский авиазавод им. Г.Димитрова. В мае 1970 года первые
серийные Ту-142 поступили в части морской авиации. Официально самолёт принят
на вооружение ВМФ 14 декабря 1972 года.
По сравнению с Ту-95 самолёт имеет улучшенную аэродинамику. У него более
тонкое крыло. При том же размахе его хорда шире, что позволило уменьшить
относительную толщину профиля без снижения прочности. Для компенсации ухудшения
посадочных характеристик установлены двухщелевые закрылки (на Ту-95 - однощелевые).
Крыло полностью кессоннное (отсутствуют резиновые вкладные топливные баки).
В управлении появились необратимые бустеры. Для увеличения эффективности
управления (на 14%) увеличена площадь руля высоты. Основные стойки шасси
двенадцатиколёсные, обеспечивающие базирование на аэродромах с ослабленным
покрытием (при этом диаметр колёс уменьшен). Поздние модификации Ту-142
имели стандартные стойки, как у Ту-95. В кабине
имеются койки для отдыха экипажа.
Противолодочный комплекс состоит из средств поиска, обнаружения и уничтожения
атомных подводных ракетоносцев. Начиная с модификации Ту-142МК на самолёте
устанавливается магнетометр. На самолёте установлены более мощные средства
РЭБ. Для размещения дополнительного оборудования пришлось удлинить носовую
часть фюзеляжа на 1,5-2 м и удалить нижнюю и верхнюю пушечные установки.
В середине 70-х годов на базе Ту-142 и Ту-142М были созданы 2 летающие
лаборатории для испытания двигателей НК-25,
НК-32, НК-144
и РД-36-51А. В рамках конверсии разрабатывался проект переоборудования
Ту-142 в транспортный самолёт для перевозки топлива. В ноябре 1990 года
на Ту-142М установлено 10 мировых рекордов.
Всего в 1968-1994 годах на двух заводах изготовлено около 100 самолётов
различных модификаций. В настоящее время самолёты Ту-142 продолжают оставаться
на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов России. Эскадрилья самолётов
Ту-142МК-Э служит в ВВС Индии.
Модификации самолёта:
-
Ту-95МС - ракетоносец. Разработан на базе Ту-142МК.
-
Ту-142 ("изделие ВП") - первый серийный вариант. В 1968-1975 годах на заводе
№18 иготовлено 17 самолётов (включая 3 прототипа).
-
Ту-142 ("изделие ВПМ") - доработанный. Отличался удлинённой и перекомпонованной
кабиной, стандартным шасси от Ту-95. Эталон изготовлен в Куйбышеве, серийно
выпускался в Таганроге с 1975 года.
-
Ту-142М-3 - модернизированный. Отличается гидроакустической системой "Заречье",
двигателями НК-12МП, кормовой пушечной установкой
от Ту-22М2 и составом оборудования. Разработан
в 1985 году. Выпускаелся в 1988-1994 годах. Принят на вооружение в 1993 году.
-
Ту-142МК (Ту-142М, "изделие ВПМК") - модернизированный. Оснащён поисково-прицельной
системой "Коршун-К", на вершине киля установлен магнетометр "Ладога".
Разработан в середине 70-х годов.
-
Ту-142МК-Э (Ту-142МЭ) - экспортный вариант Ту-142МК. Отличается составом
оборудования. В 1986 году изготовлено 8 самолётов для Индии.
-
Ту-142МП - опытный для испытаний системы противолодочного вооружения "Атлантида".
В конце 70-х годов переоборудован 1 самолёт.
-
Ту-142МР - самолёт-ретранслятор. В начале 80-х годов переоборудовано несколько
Ту-142М.
-
Ту-142МРЦ - самолёт разведки и целеуказания (опытный). Предназначался для
замены Ту-95РЦ. В начале 90-х годов изготовлен 1 самолёт.
-
Ту-142МС - ракетоносец (проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-12МВ |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,04
53,07
14,47 |
Площадь крыла, м2 |
289,9 |
Взлётная масса максимальная, т |
185 |
Запас топлива, т |
89,53 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная |
870
735
300
270 |
Дальность полёта максимальная, км |
13500 |
Практический потолок, м |
11500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2100
1540 |
Экипаж, чел. |
11 |
Литература
- Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя". // Крылья Родины. - 1994. - №8. - С. 1-6.
- Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 173-238.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 195-200.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 174-175.
- Дейнека В.Г. Авиационный противолодочный комплекс Ту-142М. // Военный парад. - 1994. - №6.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 46-48.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 121-126.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|