 |
|
Ту-116
С появлением стратегического бомбардировщика Ту-95
появилась возможность создания межконтинентального пассажирского самолёта.
12 августа 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1496-835, поручавшее
ОКБ А.Н.Туполева создание самолёта "116" для перевозки
высших правительственных делегаций. Эскизный проект был представлен в апреле
1956 года. В октябре был утверждён его макет. Все основные агрегаты были взяты
от Ту-95. Отличия заключались в средней части фюзеляжа, гда вместо бомбовых
отсеков разместились два пассажирских салона. Была также доработана кормовая
часть фюзеляжа. Ту-116 был построен в двух экземплярах (один для Н.С.Хрущова,
другой для Булганина) на заводе №18 в Куйбышеве. 23 апреля 1957 года первый
из них (борт. №7801) впервые поднялся в небо.
В ходе испытаний на обоих Ту-116 лётчиками ГК НИИ ВВС был выполнен ряд
дальних беспосадочных перелётов. Между тем, 15 ноября 1957 года на лётные
испытания вышел пассажирский самолёт Ту-114. Ту-116
оказался в "тени". Лишь через год он был представлен общественности как
Ту-114Д (дипломатический).
Ту-116 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана
со стреловидным (35° по линии четверти хорд) крылом большого удлинения.
Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 4 ТВД
НК-12. В центральной части фюзеляжа находятся 2
пассажирских салона на 18 пассажиров общим объёмом 70,5 м3, туалет,
гардероб и служебный кабинет. Кроме пассажиров в салоне могли находилться
штурман-информатор, бортпроводник и повар. В кабине экипажа было предусмотрено
дополнительное место для штурмана-лоцмана. Вход и выход пассажиров осуществлялся
по опускаемому с помощью пневмосистемы трапу и через дверь в задней части салона.
Состав оборудования был, в основном, аналогичен Ту-95 (был сохранён даже
радиолокационный прицел РБП-4). В пассажирском салоне имелась радиола "Мир"
и пневмопочта для связи с экипажем. На случай аварийной посадки на воду имелись
надувные лодки ЛАС-5 и 2 плота СП-12. В хвостовой части фюзеляжа располагался
отсек с посадочными осветительными бомбами и парашют аварийного снижения.
По окончании государственных испытаний самолёт №7801 был передан в Дальнюю
Авиацию и эксплуатировался на аэродроме в Узине (Украина) до начала 90-х
годов. Самолёт №7802 (СССР-76463) был передан на полигон под Семиполатинском,
где эксплуатировался до апреля 1991 года в качестве пассажирского для доставки
специалистов. В настоящее время он находится в музее гражданской авиации
в Ульяновске.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-12 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х12500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,04
46,17
12,98 |
Площадь крыла, м2 |
283,7 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
79
124,1
143,6 |
Запас топлива, л. |
83320 |
Количество пассажиров, чел. |
18 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 6300 м
посадочная |
630
870
252 |
Дальность полёта максимальная, км |
11900 |
Практический потолок, м |
11800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2350
1540 |
Экипаж, чел. |
8 |
Литература
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 152.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 16.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №1. - С. 43-48.
- Ригмант В.Г. Родом из Дальней авиации: Пассажирские самолёты ОКБ А.Н.Туполева. // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 8-11.
- Ригмант В.Г. Ту-95. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 22-24.
- Якубович Н.В. Самолёт для спецпассажиров. // Крылья Родины. - 1994. - №11. - С. 26.
- Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях. // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|