|
|
Су-7Б
Истребитель-бомбардировщик Су-7Б разработан в ОКБ
П.О.Сухого на базе фронтового истребителя Су-7. Задание на проектирование
самолёта было получено в марте 1958 года. На истребитель-бомбардировщик
было решено устанвить двигатель АЛ-7Ф-1 с 40% форсированием.
За счёт применения более крупной форсажной камеры хвостовая часть фюзеляжа
получила характерное "раздутие". Носовая часть фюзеляжа была удлинена и
снабжена противопомпажными створками (автоматически открывались на всерхзвуковых
скоростях). В крыле были установлены дополнительные топливные баки. Расширена
номенклатура вооружения. Весной 1959 года был построен прототип С22-1 (переоборудован
из Су-7). В апреле он впервые поднялся в воздух. Ещё до завершения государственных
испытаний осенью 1960 года самолёт был запущен в производство на заводе
№126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод).
24 января 1961 года он был принят на вооружение под обозначением Су-7Б.
Первые серийные самолёты поступили в Липецкий ЦБП и ПЛС.
Су-7Б выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным
стреловидным крылом (62° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным
оперением. На каждой консоли крыла установлены элерон с весовой и аэродинамической
компенсацией, выдвижной закрылок и 2 аэродинамические перегородки. Фюзеляж
круглого сечения, типа полумонокок. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.
Силовая установка состояла из ТРДФ АЛ-7Ф-1 конструкции ОКБ А.М.Люльки.
Ввоздухозаборник носовой с подвижным центральным телом. Герметичная кабина
пилота снабжена системой кондиционирования воздуха. На модификациях Су-7БКЛ
и Су-7У могли применяться пороховые стартовые ускорители СПРД-10. Вооружение
включало 2 30-мм пушки НР-30 (боезапас по 65-80
снарядов на орудие), свободнопадующие бомбы калибром до 500 кг, НАР С-3К,
С-5, С-24. Самолёт мог нести
тактическое ядерное оружие - бомбу 8У69 ("изделие
244Н") мощностью 5 кт.
Самолёты семейства Су-7Б в 60-70-х годах составляли основу советской
истребительно-бомбардировочной авиации и были одними из самых эффективных
боевых машин в своём классе. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались.
Летающие лаборатории на его базе широко использовались для отработки оборудования,
вооружения, средств спасения, новых аэродинамических компоновок и т.д.
В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности
Су-17.
Производство Су-7Б продолжалось до 1971 года. Самолёты различных модификаций
находились на вооружении советских ВВС до конца 80-х годов. Они поставлялись
на экспорт в Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Ирак, КНДР, Польшу, Сирию,
Чехословакию. Су-7Б участвовал во многих локальных войнах (индо-пакистанский
конфликт (декабрь 1971), арабо-израильский конфликт (1973), афганская война
(1979-1989), ирано-иракская война (1981-1988)), где показал высокую эффективность
и боевую живучесть (в музее ВВС Индии выставлен Су-7Б, получивший большие
повреждения в бою, но вернувшийся на базу). В настоящее время в некоторых
странах "третьего мира" эти самолёты ещё продолжают эксплуатироваться.
Модификации самолёта:
-
"100ЛДУ" - летающая лаборатория для отработки системы дистанционного управления
сверхзвукового бомбардировщика Т-4 ("100"). В 1969 году переоборудован 1 Су-7У.
-
С22-1 - прототип истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Первый полёт в апреле
1959 года.
-
С22-2 - прототип Су-7БМ. Отличался увеличенным запасом топлива, системой
струйной защиты воздухозаборника. Изготовлен в 1962 году.
-
С22-4 - прототип Су-7БКЛ. Изготовлен в 1962 году.
-
С-23 - опытный для испытания лыжного и смешанного шасси. В 1959 году переобрудован
1 Су-7.
-
С-25 - опытный с пороховыми ускорителями. Отличался наличием системы сдува
пограничного слоя и двухкупольным тормозным парашютом. В 1960 году переобрудован
1 Су-7Б.
-
С-26 - опытный для испытания лыжного и шасси. В 1963 году переоборудован
1 Су-7БМ.
-
С-28 - самолёт с РЛС "Орион" в подфюзеляжном контейнере (проект). Разрабатывался
в 1962 году.
-
С-41 - опытный для отработки воздухозаборников и удлинённой носовой части
фюзеляжа с противопомпажными створками. Отличался расширенной хвостовой
частью фюзеляжа. Изготовлен в 1958 году (переоборудован из серийного Су-7).
-
Су-7 - фронтовой истребитель. Отличался двигателем АЛ-7Ф (АЛ-7Ф1-50). В
1958-1959 годах выпущено 20 самолётов.
-
Су-7Б (С-22) - серийный истребитель-бомбардировщик. Отличлся двигателем
АЛ-7Ф1-100 и катапультным креслом КС-2. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре
в 1959-1963 годах.
-
Су-7БКЛ (С-22КЛ) - модернизированный. Отличался колёсно-лыжным шасси, катапультным
креслом КС-4 (на некоторых самолётах устанавливалось КМ-1). Контейнер с
тормозным парашютом перенесён в основание киля. Выпускался в 1965-1971
годах. Это была самая массовая модификация самолёта.
-
Су-7БМ (С-22М) - модернизированный. Отличался двигателем АЛ-7Ф1-150 (позже
АЛ-7Ф1-200), новой топливной системой, катапультным креслом КС-3, составом
оборудования. Впервые в СССР применена ночная подсветка приборов красным
светом. Выпускался в 1963-1965 годах.
-
Су-7БМК (С-22МК) - экспортный (комерческий). Отличался составом оборудования.
Выпускался в 1964-1970 годах. Поставлялся в Египет и Индию.
-
Су-7У (У-22) - учебно-боевой. Отличался второй кабиной с двойным управлением
и двигателем АЛ-7Ф1-200. Выпускался в 1965-1971 годах.
-
Су-7УМК (У-22МК) - экспортный учебно-боевой. Выпускался в 1966-1970 годах.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
АЛ-7Ф-1 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
6800
9600 |
Габариты, м:
разиах крыла
длина с ПВД
высота |
9,31
18,05
4,99 |
Площадь крыла, м2 |
34,0 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
8370
13600
13830 |
Запас топлива максимальный (с 2 ПТБ), л |
4695 |
Боевая нагрузка, кг |
2000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
взлётная
посадочная |
1350
2120
350
320 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
160 |
Практическая дальность полёта с ПТБ, км |
1875 |
Практический потолок, м |
15150 |
Длина разбега, м
пробега (с тормозным парашютом), м |
1350-1450
900-1000 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Адлер Е. Как зарождался Су-7. // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 24-26.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 114-121.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 27-28.
- Павлов В. Над полем боя: Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б. // Крылья Родины. - 1999. - №4. - С. 4-9.
- Приходченко И. Антология Су-7. // Авиационное обозрение. - Вып. 4, 5.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|