Су-33
Работы по созданию палубного истребителя Су-27К для оснащения
авианесущего крейсера проекта 1143.5 начались в
ОКБ им. П.О.Сухого в 1977 году. Главным конструктором
был назначен К.Х.Марбашев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор
М.П.Симонов. Аванпроект самолёта, получившего первоначальное обозначение Т-12,
был готов в 1978 году. За основу была взята конструкция истребителя
Су-27 (Т-10). Отличия заключались в складывающемся
крыле, тормозном гаке и усиленном шасси. Предусматривались меры по дополнительной
антикоррозийной защите планёра и двигателей.
В 1981 году по требованию заказчика в проект крейсера были внесены измения:
вместо паровой катапульты было решено установить трамплин. Для отработки
методики взлёта с трамплина был доработан самолёт Т-10-3 (третий лётный
прототип Су-27). Летом 1982 года лётчик-испытатель Н.Ф.Садовников начал
выполнять на нём взлёты с сухопутного трамплина на комплексе "Нитка" в Саках.
На следующий год самолёт оснастили гаком и началась отработка методики посадки
с помощью аэрофинишёра. Одновременно велось эскизное проектирование (уже под
обозначением Т-10К), которое было завершено в феврале 1985 года. Так как
отечественные авианосцы могли нести меньше самолётов, чем американские, было
решено сделать самолёт многоцелевым и ввести в состав вооружения противокорабнльные
и противолокационные ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы. Для
улучшения маневренности было применено переднее горизонтальное оперение.
Отработка ПГО велась моделях в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, а с мая
1985 года - и на самолёте Т-10-24.
В 1987 году завершилось изготовление первого прототипа Т-10К-1. 17 августа
лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв впервые поднял в небо. В том же году был
изготовлен и второй прототип Т-10К-2. На нём 1 ноября 1989 года Пугачёв
впервые в СССР осуществил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера
"Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов") по самолётному
и взлёт с палубы с использованием трамплина. 21 ноября была осуществлена
первая ночная посадка на палубу.
Серийное производство Су-27К организовано в Комсомольске-на-Амуре. Впервые
он продемонстрирован публике на Берлинском аэрокосмическом салоне в 1992 году.
Государственные испытания продолжались до 1994 года. 31 августа 1998 года
самолёт под обозначением Су-33 принят на вооружение ВМФ России.
Су-33 построен по аэродинамической схеме "продольный интегральный триплан".
Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД складывающиеся. Механизация
крыла вместо односекционного флаперона включает двухсекционные закрылки с
зависающим элероном. Площадь отклоняемого носка крыла увеличена. ПГО и
консоли стабилизатора цельноповоротные. Высота вертикального оперения несколько
уменьшена по сравнению с Су-27. Шасси усилено. Все опоры шасси оборудованы
узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре
установлены дополнительные фары и трёхцветный сигнализатор положения самолёта
на глиссаде. В хвостовой части установлен посадочный гак с демпфером. Силовая
установка состоит из 2 турбореактивных двигателей АЛ-31К.
Имеется система дозаправки топливом в полёте. Су-33 и сам может выполнять роль
заправщика, для чего под фюзеляжем подвешивается контейнер УПАЗ. Кабина оснащена
катапультным креслом К-36К, имеющим увеличенный угол наклона спинки.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К (совместно с корабельной системой
"Резистор К-42") обеспечивает автоматическое пилотирование до касания палубы
корабля. Самолёт оснащён оптико-электронным локатором, многоканальным комплексом
связи и развитой системой радиоэлектронного противодействия.
В состав вооружения Су-33 входит противокорабельная ракета Х-41
"Москит", до 10 управляемых ракет класса "воздух-воздух" Р-27,
Р-73, бомбы колибром до 1000 кг. Для ближнего боя самолёт
оснащён 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 150 патронов).
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки
за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед
стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит
двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение.
По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на
трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла
атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.
В настоящее время самолётами Су-33 вооружён 1 полк морской авиации КСФ
(279 иап, 26 самолётов), приписанный к ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Первый боевой
поход крейсера с 10 истребителями на борту в Центральную Атлантику и Средиземное
море состоялся в декабре 1995 - марте 1996 года.
Модификации самолёта:
-
Т-10К-1 - первый прототип. Первый полёт 17 августа 1987 года.
-
Т-10К-2 - второй прототип. 1 ноября 1989 года в 13.46 лётчик-испытатель
В.Г.Пугачёв осуществил на нём первую посадку на палубу ТАКР "Тбилиси".
-
Су-33 (Су-27К) - серийный палубный истребитель.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АЛ-31К |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7600
2х13300 |
Габариты, м:
размах крыла
размах крыла со сложенными консолями
длина с ПВД
высота |
14,7
7,4
21,19
5,85 |
Площадь крыла, м2 |
67,8 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная максимальная |
18500
29940
33000
22300 |
Запас топлива, кг |
9400 |
Максимальная боевая нагрузка, кг |
6500 |
Максимальное число М |
2,17 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная
отрыва при взлёте с трамплина |
1400
2300
240
140 |
Дальность полёта максимальная (без ПТБ), км |
3000 |
Боевой радиус действия, км |
1000 |
Продолжительность барражирования на удалении 250 км от корабля, ч. |
2,5 |
Практический потолок, м |
17000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
9 |
Длина разбега (с трамплином), м
пробега (с аэрофинишёром), м |
105
100 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 34-38.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 11-13.
- Истребитель корабельного базирования Су-33 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 34-35.
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 114-128.
- Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
- Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 15.
- Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника