ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Су-25УТГ

Су-25УТГ

В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Тбилиси", потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Ещё в 1984 году была осуществлена программа испытаний Т8-4 (один из прототипов Су-25) по взлёту с трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. Поэтому разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. П.О.Сухого. За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.

Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе "Нитка". 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР "Тбилиси". Программа испытаний на "Тбилиси" (позже переименован в "Адмирал Кузнецов") была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.

Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.

В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на Су-25УБ.

Модификации самолёта:

  • Т8-УТГ1 - прототип. Переоборудован из Су-25УТ на заводе в Улан-Удэ в 1988 году.
  • Су-25УТГ - серийный. Изготовлено 10 самолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2x4100
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,53
5,2
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
посадочная нормальная

9700
12750
11050
Запас топлива, кг 2850
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

1000
750
210
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная, км 560
Практический потолок, м 7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м:

на ВПП
с трамплином

450
150-200
Длина пробега, м:

на ВПП
с аэрофинишёром

450
90
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
  3. Корабельный учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 38-39.
  4. Корабельный учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 42-43.
  5. Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
  6. Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100