Су-25УТГ
В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего
крейсера проекта 1143.5 "Тбилиси", потребовался
самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Ещё в 1984 году была осуществлена
программа испытаний Т8-4 (один из прототипов Су-25)
по взлёту с трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. Поэтому разработка самолёта
Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ
им. П.О.Сухого. За основу конструкции был взят двухместный штурмовик
Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского
учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного
на базе Су-25УБ.
Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе
в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом
перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели
тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем
И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка
программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе
"Нитка". 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов
впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР "Тбилиси". Программа испытаний
на "Тбилиси" (позже переименован в "Адмирал Кузнецов") была продолжена в 1991
году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся
крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная
хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной
крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное
оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей
и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй
кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена
подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.
Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и
курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой
слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью
самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами
укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр).
Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам
Су-25УБ.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки
за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед
стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит
двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение.
По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на
трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла
атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.
В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ.
10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот
в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33
для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на
Су-25УБ.
Модификации самолёта:
-
Т8-УТГ1 - прототип. Переоборудован из Су-25УТ на заводе в Улан-Удэ в 1988 году.
-
Су-25УТГ - серийный. Изготовлено 10 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-95Ш |
Взлётная тяга, кгс. |
2x4100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина c ПВД
высота |
14,36
15,53
5,2 |
Площадь крыла, м2 |
30,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
посадочная нормальная |
9700
12750
11050 |
Запас топлива, кг |
2850 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
посадочная |
1000
750
210 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
60 |
Дальность полёта максимальная, км |
560 |
Практический потолок, м |
7000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,5 |
Длина разбега, м:
на ВПП
с трамплином |
450
150-200 |
Длина пробега, м:
на ВПП
с аэрофинишёром |
450
90 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
- Корабельный учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 38-39.
- Корабельный учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 42-43.
- Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
- Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника