Су-25
Опыт войны во Вьетнаме показал, что для непосредственной
поддержки войск на поле боя требуется специализированный самолёт-штурмовик,
т.к. многоцелевые самолёты менее эффективны и несут большие потери. Проведённые
в СССР на территории Белоруссии крупномасштабные учения "Днепр" в 1967 году
показали, что многоцелевые сверхзвуковые самолёты Су-7Б
и МиГ-21 плохо справляются с задачей поддерки
сухопутных войск.
В январе 1968 года ОКБ П.О.Сухого в инициативном
порядке приступило к разработке лёгкого штурмовика ЛСШ (позже ЛВСШ). Работы
возглавил ведущий конструктор О.С.Самойлович (в 1981 году его сменил В.П.Бабак).
В июне 1968 года проект был включён в план ОКБ и получил индекс Т-8. 19 марта
1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов штурмовика,
в котором приняли участие ОКБ А.И.Микояна,
С.В.Ильюшина, П.О.Сухого и А.С.Яковлева.
Используя имеющийся задел ОКБ Сухого к указанному сроку представило не только
эскизный проект, но и полноразмерный макет самолёта.
В процессе проектирования рассматривались различные варианты компоновки,
определялись наиболее рациональные лётно-технические характеристики. Для силовой
установк рассматривались различные двигатели: АИ-25Т,
АЛ-29, ТР7-117, Р-53Б-300. Выбор пал на Р9-300 (бесфорсажный вариант
РД-9Б, устанавливавшегося на МиГ-19)
с последующей заменой на более современый (для облегчения замены двигатели
расположили в отдельных мотогондолах по бокам фюзеляжа).
В июне 1969 года по итогам конкурса были отобраны аванпроекты Т-8 и МиГ-21ЛШ,
конкурс для которых продлевался до стадии постройки лётных прототипов.
Начался этап эскизного проектирования, включавший комплекс экспериментальных
работ, продувки в аэродинамической трубе, изготовление рабочих чертежей и
конструкторской документации. В августе 1971 года заказчик потребовал
увеличить скорость и боевую нагрузку. Из-за необходимости согласования
новых ТТХ работы были прерваны и возобновились только в январе 1972 года.
Несмотря на то, что аэродинамическая схема самолёта была сохранена, его
обводы изменились полностью, переработана компоновка оборудования и систем,
увеличен запас топлива. В результате выросли габариты и масса самолёта.
Был изготовлен новый полноразмерный макет самолёта, а в конце 1972 года
началось изготовление первых двух прототипов.
Летом 1974 начались статические испытания планёра Т8-0. К концу ноября
того же года был закончен первый лётный прототип Т8-1. Впервые он поднялся
в воздух 22 февраля 1975 года (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). Начались
совместные испытания. В декабре к испытаниям присоединился прототип Т8-2.
В 1976 году оба прототипа доработали и оснастили двигателями Р-95Ш
(бесфорсажный вариант Р-13Ф-300). 29 июня 1977 года вышло Постановление
ЦК КПСС и СМ СССР №519-177 о полномасштабной разработке самолёта и организации
его производства на Тбилисском авиазаводе им. Г.Димитрова. Предполагалось
также лицензионное производство в Польше, но из-за изменения политической
обстановки в этой стране эти планы сорвались. Серийное производство в
Тбилиси началось в 1980 году (для оперативного решения производственных
вопросов на заводе был организован филиал ОКБ). Первые серийные Су-25
также привлекались к проведению испытаний.
В марте 1980 года 2 прототипа (Т8-1Д и Т8-3) по личному указанию Министра
обороны СССР Д.Ф.Устинова проходили испытания в боевых условиях в Афганистане
(операция "Ромб"). С аэродрома Шинданд было выполнено 100 полётов, в том числе
44 боевых. Государственные испытаия самолёта были завершены 30 декабря того
же года. В 1988 году Су-25 официально принят на вооружение Советской Армии.
Су-25 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы
и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное
в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54', с постоянной
относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит
из выдвижных предкрылков по всему размаху крыла и двухщелевых трёхсекционных
закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж.
Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега
при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на
законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш,
размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые
с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя.
Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным
баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. Топливные баке частично протектированы
и заполнены пенополиуретаном. Для увеличения дальности полёта под крылом могут
подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина лётчика негерметичная, пылезазищённая,
с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20 (сварена из
плит толщиной от 10 до 24 мм), оборудована катапультным креслом К-36Л. Для
доступа в кабину подвижная часть фонаря откидывается вправо. Лобовая часть
остекления фонаря представляет собой бронестекло толщиной 65 мм. Для обзора
задней полусферы установлен перескоп и 2 подвижных зеркала.
Вооружение самолёта включает в себя встроенную 30-мм пушку ГШ-2-30
(расположена под кабиной лётчика в пушечной установке ВПУ-17А), подвесные
пушечные установки СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л, блоки с
неуправляемыми ракетами С-5, С-8,
С-13, С-24, С-25,
управляемые ракеты Х-25, Х-29,
Р-60, свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром
до 500 кг, контейнеры КМГУ-2, кассеты РБК-250, РБК-500.
Для подвески вооружения "воздух-земля" служат 8 держателей БДЗ-25 (по 4 под
каждой консолью крыла), для подвески ракет "воздух-воздух" - 2 держателя АПУ-60.
Вместо БДЗ-25 могут устанавливаться многозамковые держатели МБД-2-67У.
Первые серийные Су-25 в июне 1981 года поступили на вооружение специально
сформированного 80 ошап в Ситал-Чае (Азербайджан). Чуть позже в Арцизе (Украина)
был сформирован 90 ошап. По мере выпуска самолётов были сформированы ещё
несколько полков, дислоцировавшихся в РСФСР и других республиках СССР. 2
полка было создано в составе 16 ВА (ГСВГ).
Самолёты Су-25 принимали участие в различных учениях как на территории
СССР, так и стан Варшавского договора. Он участвовал в боевых действиях в
Афганистане (сначала в составе 200 ошаэ, с 1984 года - 378 ошап), в ирано-иракской
войне, в различных локальных конфликтах (в Карабахе, Абхазии, Таджикистане),
в обоих чеченских войнах. Эксплуатация Су-25 показала высокую его надёжность
и боевую живучесть. По опыту боевых действий в конструкцию самолёта и состав
оборудования постоянно вносились изменения (за годы войны в Афганистане Су-25
модернизировался четырежды).
Из-за распада СССР и вооружённого конфликта на территории Грузии в 1991
году проиводство в Тбилиси было прекращено. В настоящее время производство
Су-25 продолжается в Улан-Удэ. Всего изготовлено более 1000 самолётов различных
модификаций. В настоящее время Су-25 есть в России, Азербайджане, Армении,
Белоруссии, Грузии, Туркмении, Узбекистане и на Украине. Поставлялся на
экспорт в Анголу (12 самолётов), Болгарию (36), Ирак (72), КНДР (40),
Чехословакию (36). В 1991 году 7 Су-25 перелетели в Иран, где находятся и
поныне. После распада Чехословакии парк Су-25 поделен между Чехией и Словакией
в соотношении 2:1.
В начале 90-х годов на Су-25 выступала пилотажная группа "Небесные гусары"
в Кубинке. Один из первых серийных Су-25 (Т8-11) в настоящее время является
экспонатом музея ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
-
Т8-1 - первый прототип. Отличался отсутствием брони, двигателями Р9-300,
пушкой ГШ-23, катапультным креслом К-36. Первый
полёт 22 февраля 1975 года.
-
Т8-1Д - доработанный, прототип для серии. Отличался двигателем Р-95Ш,
цельнобронированнной сварной кабиной, пушкой ГШ-2-30, доработанным крылом
и оперением. В конце 1976 года переоборудован из Т8-1. Первый полёт 7
декабря 1976 года.
-
Т8-2 - второй прототип. Отличался доработанным крылом, тормозными щитками
на мотогондолах, конструкцией фонаря кабины, встроенной стремянкой на борту
кабины, катапультным креслом К-36Л. Первый полёт 26 декабря 1975 года.
-
Т8-2Д - доработанный. Переоборудован в 1977 году из Т8-2.
-
Т8-3, Т8-4 - предсерийные. Изготовлены в Тбилиси в 1979 году. Первый полёт
18 июня 1979 года.
-
Т8-14 - прототип для испытания двигателя Р-195.
-
Су-25 - серийный штурмовик. Первый полёт 18 июня 1979 года.
-
Су-25Б (Т8Б) - модернизированный (проект). Отличался двигателями Р-195, составом
оборудования, усиленным бронированием, увеличенной боевой нагрузкой.
-
Су-25БМ - буксировщик мишений. В 1989 году изготовлено 50 самолётов.
-
Су-25К - корабельный штурмовик с катапультным взлётом (проект). Отличался
всепогодным прицельным оборудованием, усиленным шасси, складывающимися
консолями крыла. Разрабатывался в 1972-1976 годах.
-
Су-25К - экспортный (коммерческий). Отличается составом бортового оборудования.
В 1984-1989 годах изготовлено 186 самолётов.
-
Су-25К "Скорпион" - грузино-израильский вариант Су-25К. Отличается составом
БРЭО. Первый полёт 18 апреля 2001 года.
-
Су-25Р - разведчик (проект). Отличался подвесными контейнерами с разведывательным
оборудованием. Разрабатывался в 1978 году.
-
Су-25СМ - модернизированный. Отличается прицельно-навигационный комплексом
"Барс", станцией радиотехнической разведки "Пастель", системой управления
оружием СУО-39, расширенной номенклатурой вооружения. Разработан в 2001 году.
Модернизация проводится на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.
-
Су-25Т (Т8-М) - противотанковый. Дальнейшее развитие
Су-25. Первый полёт 17 августа 1984 года. Выпускался в 1990-1991 годах в Тбилиси.
Позже модернизированы по типу Су-25ТМ.
-
Су-25ТМ - модернизированный. Отличается наличием радиолокатора управления
огнём "Копьё-25", размещённого в подвесном контейнере. Разработан в 1995
году. Выпускается в Улан-Уде.
-
Су-25ТК (Су-39) - экспортный противотанковый.
-
Су-25У3 "Русская тройка" - трёхместный учебно-тренировочный (проект). Разрабатывался
в 1991 году.
-
Су-25УБ (Т8-УБ) - учебно-боевой. Выпускается
с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
-
Су-25УБК - экспортный учебно-боевой. Отличается составом оборудования.
В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
-
Су-25УБМ - модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ.
-
Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) - учебно-тренировочный. Изготовлен
в 1987 году в одном экземпляре.
-
Су-25УТГ (Т8-УТГ) - палубный учебно-тренировочный.
В Улан-Удэ изготовлено 10 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-95Ш |
Взлётная тяга, кгс. |
2x4100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина c ПВД
высота |
14,36
15,53
4,8 |
Площадь крыла, м2 |
30,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
9315
14600
17533 |
Запас топлива, кг |
3000 |
Боевая нагрузка, кг:
нормальная
максимальная |
1400
4400 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
посадочная |
970
750
210 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
60 |
Дальность полёта максимальная, км:
у земли
на высоте |
750
1250 |
Радиус действия, км |
300 |
Практический потолок, м |
7000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
500
600 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Атакуют "грачи". // Моделист-конструктор. - 1999. - №11. - С. 35-40.
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 121-126.
- Бурдин С. Штурмовик Су-25. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2001.
- Безбородов В. Грач - машина надёжная. // Авиация и космонавтика. - 1991. - №7. - С. 21-23.
- Голобков В.Ю. "Грачи" на Берегу Скелетов. // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 25-27.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 98-111.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 31-32.
- Кузьмина Л. Люди и самолёты. - М.: Военное издательство, 1993.
- Левин М.А. Для черновой работы. // Крылья Родины. - 1993. - №№ 7-9.
- Левин М.А. Новые "Горбатые". // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Штурмовики Су-25. // Авиация и Время. - 1995. - №№ 4, 5.
- Никифоров А. В центре внимания. // Аэроплан. - 1993. - №1. - С. 2.
- Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.
- Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
- Су-25. // Техника Воздушного Флота. - 1990. - №2. - С. 23-37.
- Штурмовик Су-25. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 11-12.
- Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 24-25.
- Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 44-49.
- Яворский А. "Грачи" над полем боя: Российская боевая авиация в Чечне. // Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 10-12.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника