 |
|
Су-17УМ
В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков
семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться
на устаревших Су-7УБ, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам.
В декабре 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании модификации
Су-17 с улучшенным обзором из кабиныи (Су-17М3) и учебно-боевого варианта,
причём последнему отдавался приоритет. Если раньше учебно-боевые модификации
в ОКБ П.О.Сухого создавались путём вставки в фюзеляж двухместной кабины,
то при разработке С-52У было решено заново перепроектировать носовую часть
фюзеляжа. При этом кабина получила больший угол наклона вперёд (на 3°).
Объём фонаря был увеличен, что привело к изменению формы гаргрота. Существенным
нововведением стало применение катапультных кресел К-36Д, обеспечивавших
катапультирование во всём диапазоне высот на скоростях от максимальной
до 75 км/ч. Первый полёт прототипа состоялся в сентябре 1975 года (лётчик-испытатель
В.Кречетов). Серийное производство под обозначением Су-17УМ началось в 1976 году.
Конструкция Су-17УМ аналогична Су-17М3. Отличие заключается в установке
двухместной кабины экипажа. При этом уменьшен запас топлива во внутренних
баках и бомбовая нагрузка. Левая пушка отсутствует. В комплексе управляемого
оружия оставлены только ракеты Х-25Л и Р-60.
Су-17УМ выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1976-1981 годах. Параллельно
выпускался экспортный Су-22УМ, имевший упрощённый состав БРЭО и вооружения.
С 1982 года начал выпускаться модернизированный Су-22УМ3 с двигателем
Р-29БС-300. В 1983 году было принято решение,
разрешавшее поставки на экспорт двигателей АЛ-21Ф-3,
что позволило использовать в производстве один стапель для советских и
экспортных самолётов. Производство Су-22УМ3К с этим двигателем продолжалось
до 1985 года. Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части,
так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское
военно-морское).
Модификации самолёта:
-
Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
-
Су-17УМ3 (С-52УМ3) - доработанный. Отличался удлинённой законцовкой киля
и подфюзеляжным гребнем. Первый полёт в октябре 1978 года. В 1979-1980
годах на авиаремонтных предприятих переоборудованы все ранее выпущенные Су-17УМ.
-
Су-22УМ (С-52УК) - экспортный (коммерческий). Отличался упрощенным составом
БРЭО и вооружения. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1980-1982 годах.
-
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено
4 самолёта для Венгрии.
-
Су-22УМ3К - экспортный с двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.
Лётно-технические характеристики Су-17УМ
Двигатель |
АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
7800
11200 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 30°
разиах крыла при стреловидности 63°
длина с ПВД
высота |
13,68
10,025
19,026
5,129 |
Площадь крыла при 30°, м2 |
38,49 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
11550
19630 |
Запас топлива, кг |
3740 |
Боевая нагрузка, кг |
3000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
взлётная
посадочная |
1350
380
280 |
Максимальное число М |
2,1 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
220 |
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км |
2500 |
Практический потолок, м |
14000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
7,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1600
900 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
- Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|