СМ-92
Разработка лёгкого многоцелевого самолёта СМ-92 началась
в АО "Техноавиа" в 1992 году под руководством
В.П.Кондратьева. Самолёт соответствует нормам и требованиям АП-23. Лётчик-испытатель
В.П.Макагонов впервые поднял самолёт в воздух 29 декабря 1993 года. Серийное
производство развёрнуто на Смоленском авиационном заводе в 1993 году.
СМ-92 предназначен для перевозки 6 пассажиров и 600 кг груза. Самолёт
может использоваться для патрулирования лесных массивов, нефте- и газопроводов,
аэрофотосъёмки, десантирования 7 парашютистов, перевозки больных и раненых.
Предусмотрена установка поплавкового и лыжного шасси.
Самолёт построен по схеме подкосного высокоплана. У него однолонжеронное
прямое крыло большого удинения. На задней кромке установлены элероны типа
"Фрайз" с триммерами и однощелевые односекционные закрылки. Носок крыла
представляет собой кессон-бак на 180 л бензина. Фюзеляж самолёта типа
полумонокок. Салон самолёта отапливается забортным воздухом, нагреваемым
выхлопнуми газами. Кабина экипажа имеет две двери, расположенные с обеих
сторон фюзеляжа и оборудованные механизмом аварийного сброса. Вход в салон
осуществляется через сдвижную дверь в левом борту (1100х1200 мм). Шасси
трёхопорное, с хвостовой опорой. В качестве силовой установки используется
9-цилиндровый поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения
М-14П. Воздушный винт MTV-3 - трёхлопастный с
автоматически изменяемым шагом, разработан совместно с немецкой фирмой
Мюльбауэр. Силовая установка отделена от кабины экипажа стальной противопожарной
перегородкой. При необходимости самолёт может оборудоваться вторым постом
управления.
В августе 1995 года на самолёте СМ-92 был совершён кругосветный перелёт
из Москвы через Белоруссию, Польшу, Исландию, Гренландию, Канаду, Аляску,
бухту Провидения, Магадан, Сибирь и Урал (всего около 30 тыс. км). Начались
поставки самолёта на экспорт. Один самолёт приобрёл в личное пользование
командир отряда самолётов, обслуживающих английскую королеву, другой -
аэроклуб города Брюсселя.
Модификации самолёта:
-
СМ-92 "Финист" - базовая.
-
СМ-92П - патрульный для погранвойск. Вооружён
блоками НАР и пулемётами ПКТ.
-
СМ-92Т "Турбо Финист" - с двигателем M-601Z.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
М-14П |
Взлётная мощность, л.с. |
360 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
14,6
9,13 |
Площадь крыла, м2 |
20,4 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
1500
2200
2300 |
Запас топлива, л |
380 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
600 |
Скорость, км/ч
крейсерская
максимальная |
180-210
280 |
Практический потолок, м |
3600 |
Дальность максимальная, км
без нагрузки
с 6 пассажирами |
1500
1000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
250
200 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Лягушкин А. Незаменимый "Финист". // Самолёты мира. - 1997. - №3-4. - С. 36-41.
- Якубович Н.В. Побъёт ли "Техноавиа" маститых конкурентов? // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 10-11.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника