ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


РДС-1

РДС-1

Разработка первой советской атомной бомбы РДС-1 ("изделие 501", атомный заряд "1-200") началась в КБ-11 Министерства среднего машиностроения 1 июля 1946 года под руководством академика Ю.Б.Харитона. В разработке участвовали АН СССР, многие НИИ, КБ, оборонные заводы. За основу конструкции взята американская бомба "Толстяк". В качестве носителя использовался бомбардировщик Ту-4А.

Для обеспечения режима секретности бомба в документах именовалась как "ракетный двигатель". Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свёрнуты.

Разработка бомбы шла по четырём направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя. В СССР ещё не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот. Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант. Параллельно в КБ-11 шла разработка корпуса будущей бомбы, который и был взят впоследствии за основу. Вариантов нейтронного запала (взрывателя) было предложено целых 20. После экспериментальных проверок был выбран вариант, предложенный Ю.Б.Харитоном и К.И.Щелкиным. Много времени ушло на отработку компановки систем автоматики внутри корпуса.

В сентябре 1948 года начались лётные испытания, в ходе которых проверялась работа автоматики. Отработка баллистики бомбы была завершена к 1949 году. В Челябинске-40 был изготовлен плутониевый заряд. Окончательная сборка осуществлялась в Арзамасе-16. Для испытаний ядерного заряда на полигоне №2 (Семиполатинск) была построена башня высотой 37,5 м. Взрыв был произведён 29 августа 1949 года в 7.00 по местному времени.

Бомба РДС-1 имеет литой корпус каплевидной формы. Стабилизатор выполнен по Х-образной схеме. Внутри корпуса расположен ядерный заряд (из особочистого плутония) мощностью 20 кт и блоки системы автоматики. Заряд представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод активного вещества в критическое состояние осуществлялся путём его сжатия посредством сходящейся сферической детонационной волны во взрывчатом веществе. Плутоний размещался в центре ядерного заряда и конструктивно состоял из двух сферических полудеталей. В полости плутониевого ядра устанавливался нейтронный инициатор (детонатор). Поверх плутония находились 2 слоя взрывчатого вещества (сплав тротила с гексагеном). Внутренний слой формировался из двух полусферических оснований, внешний собирался из отдельных элементов. Внешний слой (фокусирующая система) предназначен для создания сферической детонационной волны. Система автоматики бомбы обеспечивала осуществление ядерного взрыва в нужной точке траектории падения бомбы. Для повышения надёжности срабатывания изделия основные элементы автоматики подрыва выполнены по дублирующей схеме. На случай отказа высотного взрывателя установлен взрыватель ударного типа для осуществления ядерного взрыва при ударе бомбы о грунт.

Всего было изготовлено 5 бомб РДС-1. В ВВС они не передавались, а находились на хранении в Арзамасе-16. В настоящее время макет бомбы экспонируется в музее ядерного оружия в городе Сарове (бывший Арзамас-16).

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр

3300
1500
Масса, кг 4700
Масса боевой части, кг -
Мощность, кт 20
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч -
Диапазон высот применения, м -

Литература

  1. Ильин А. От "Малыша" до "Большого Ивана" // Международная жизнь. - 1997. - №2.
  2. Чуприн К.В. Бомбы с ласковыми названиями // Независимое военное обозрение. - 2005. - 29 июля.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100