Р-40
5 февраля 1962 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№131-62 о разработке перехватчика Е-155П. Разработка
управляемой ракеты К-40 ("изделие 46") для него была поручена ОКБ-4
М.Р.Бисновата. Полуактивная радиолокационная ГСН разрабатывалась НИИ-648
(позже в НИИ-131), тепловая - ЦКБ-589, автопилот - ОКБ-3 (после включения
ОКБ-3 в состав ОКБ-52 разработка передана на завод №118), комбинированный
радиооптический взрыватель - НИИ-571, твердотопливный двигатель - КБ-2
завода №81.
Размеры самолёта Е-155П позволяли создать ракету по массово-габаритным
характеристикам близкую к К-80 (Р-4), применявшейся
на перехватчике Ту-128. На Е-155П предполагалось
применение РЛС "Смерч-А", созданной на базе установленной на Ту-128 РЛС
"Смерч". Но условия примения ракеты существенно отличались: Е-155П
предназначался для длительного полёта со скоростью около 2,8М. При этом
элементы конструкции самолёта и ракеты нагреваются до 300°C. Всвязи с этим
возникали задачи обеспечения теплопрочности материалов и работоспособности
аппаратуры, а также недопущения нагрева топливного заряда (т.к. стабильные
внутрибаллистические параметры двигателя достигались в довольно узком
диапазоне температур). Поэтому разработка ракеты началась практически
заново, без унификации с К-80.
Аванпроект К-40 был готов в 1962 году. Были представлены два варианта
компоновки. Для дальнейшей разработки была выбрана схема "утка", которая
позволяла сузить область динамических параметров ракеты как объекта
управления. Для обеспечения высотности и снижения влияния синхронных
ошибок применено крыло большой площади. Двигатель располагался в средней
части ракеты, приборное оснащение впереди него, а БЧ и источник электропитания
- сзади. Впервые для БЧ было реализовано узконаправленное поле поражения.
В двигателе (также впервые) применено высокоэнергетическое смесевое
металлосодержащее топливо.
Из-за смены подрядчиков в 1964 году (разработка радиолокационной ГСН
передана в НИИ-131, автопилота - на завод №118) разработка ракеты затянулась.
Отработка самолётной РЛС "Смерч-А" осуществлялась на летающей лаборатории
Ту-104. 26 октября 1965 года состоялся первый
полёт Е-155П. Испытания самолёта с полным комплектом оборудования начались
16 апреля 1967 года. Испытания вооружения начались в августе 1968 года
на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке и продолжались до февраля 1970 года.
13 апреля 1972 года комплекс перехвата МиГ-25-40 был принят на вооружение
ПВО. Серийное производство ракет было организовано на Киевском заводе
им. Артёма.
Ракета Р-40 изготовлена из титана, который обеспечивает ей лёгкость
и термоустойчивость (что немаловажно в условиях кинетического нагрева).
Для повышения вероятности поражения цели ракета оснащалась двумя типами
головок самонаведения: полуактивной радиолокационной и тепловой. Последняя
была особенно важна, так как ракета предназначалась для поражения скоростных
целей, имевших высокий тепловой контраст из-за скоростного нагрева. Обе
ракеты оснащались системой автоматического управления, рулевыми электроприводами,
генераторами. Силовая установка состояла из твердотопливного ракетного
двигателя ПРД-134. Для защиты от нагрева на титановый корпус двигателя
нанесено теплозащитное покрытие. Для управления и контроля полёта в хвостовой
части устанавливались приёмные антенны и трассер, что обусловило установку
сопел двигателя по бокам фюзеляжа. Боевая часть КУ-46 размещалась в хвостовом
отсеке за двигателем. Для поддержания теплового режима работы оборудования
в аппаратном отсеке установлена фреоновая система охлаждения, запитываемая
от баллона, размещённого на пусковом устройстве. Внутренние поверхности
отсека также имеют теплозащитное покрытие. Ракеты применяются с пусковых
устройств АПУ-84-46.
Радиолокационная ГСН ракеты Р-40Р могла осуществлять всеракурсный захват
цели с расстояния до 30 км. Поэтому наведение ракеты осуществлялось в два
этапа: вначале к находящемуся на дальнем рубеже противнику ракета шла по
радиокомандам, а при сближении с целью происходил её захват ГСН и дальнейшее
наведение велось автономно. Подрыв БЧ осуществляет комбинированный радиооптический
взрыватель "Аист-М", обеспечивающий точность подачи команды и высокую
помехозащищённость.
После угона в 1976 году МиГ-25П в Японию комплекс перехвата был модернизирован.
Ракеты семейства Р-40 получили ГСН большей чувствительности, пригодные для
захвата маловысотных целей. Ракета Р-40ТД получила возможность атаковать
цель как в переднюю, так и в заднюю полусферу. 30 июня 1979 года комплекс
перехвата МиГ-25-40Д принят на вооружение. Модернизированные ракеты могут
применяться и на перехватчике МиГ-31. Ракеты
семейства Р-40 аналогов в мире не имеют.
Модификации:
-
Р-40Р (К-40, "изделие 46") - с радиолокационной ГСН ПАРГ-12.
-
Р-40РД (К-40Д, "изделие 46Д") - модернизированная. Отличается ГСН РГС-25.
Разработана в 1976-1979 годах.
-
Р-40РД (К-40Д, "изделие 46Д") - модернизированная. Отличается ГСН РГС-25.
Разработана в 1976-1979 годах.
-
Р-40РД-1 (К-40Д-1, "изделие 46Д-1") - модернизированная. Отличается
радиооптическим взрывателем "Бекас", более мощной БЧ (масса увеличена
до 55 кг). Разработана в 1983 году.
-
Р-40Т - с тепловой ГСН типа Т-40А1.
-
Р-40ТД - модернизированная. Отличается тепловой ГСН 35Т1. Разработана в
1976-1979 годах.
-
Р-40ТД-1 - модернизированная с тепловой БЧ. Отличается радиооптическим
взрывателем "Бекас", более мощной БЧ. Разработана в 1983 году.
Технические характеристики
Габариты, мм:
диаметр фюзеляжа
длина
размах крыльев
размах рулей |
300
6290
1450
714 |
Стартовая масса, кг |
471 |
Масса боевой части, кг |
38 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
8 |
Разрешённая дальность пуска, км |
60 |
Диапазон высот применения, м |
50-30000 |
Литература
- Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №2. - С. 19-21.
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 263-264.
- Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. - Киев: "Архив-Пресс", 1995.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Ларионов А. "Гастроном" или "не под открытым небом спим" // Мир авиации. - 1998. - №3. - С. 12-47.
- Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 18-20.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника