ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Р-40

Р-40Р

5 февраля 1962 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №131-62 о разработке перехватчика Е-155П. Разработка управляемой ракеты К-40 ("изделие 46") для него была поручена ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Полуактивная радиолокационная ГСН разрабатывалась НИИ-648 (позже в НИИ-131), тепловая - ЦКБ-589, автопилот - ОКБ-3 (после включения ОКБ-3 в состав ОКБ-52 разработка передана на завод №118), комбинированный радиооптический взрыватель - НИИ-571, твердотопливный двигатель - КБ-2 завода №81.

Размеры самолёта Е-155П позволяли создать ракету по массово-габаритным характеристикам близкую к К-80 (Р-4), применявшейся на перехватчике Ту-128. На Е-155П предполагалось применение РЛС "Смерч-А", созданной на базе установленной на Ту-128 РЛС "Смерч". Но условия примения ракеты существенно отличались: Е-155П предназначался для длительного полёта со скоростью около 2,8М. При этом элементы конструкции самолёта и ракеты нагреваются до 300°C. Всвязи с этим возникали задачи обеспечения теплопрочности материалов и работоспособности аппаратуры, а также недопущения нагрева топливного заряда (т.к. стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались в довольно узком диапазоне температур). Поэтому разработка ракеты началась практически заново, без унификации с К-80.

Аванпроект К-40 был готов в 1962 году. Были представлены два варианта компоновки. Для дальнейшей разработки была выбрана схема "утка", которая позволяла сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления. Для обеспечения высотности и снижения влияния синхронных ошибок применено крыло большой площади. Двигатель располагался в средней части ракеты, приборное оснащение впереди него, а БЧ и источник электропитания - сзади. Впервые для БЧ было реализовано узконаправленное поле поражения. В двигателе (также впервые) применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо.

Из-за смены подрядчиков в 1964 году (разработка радиолокационной ГСН передана в НИИ-131, автопилота - на завод №118) разработка ракеты затянулась. Отработка самолётной РЛС "Смерч-А" осуществлялась на летающей лаборатории Ту-104. 26 октября 1965 года состоялся первый полёт Е-155П. Испытания самолёта с полным комплектом оборудования начались 16 апреля 1967 года. Испытания вооружения начались в августе 1968 года на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке и продолжались до февраля 1970 года. 13 апреля 1972 года комплекс перехвата МиГ-25-40 был принят на вооружение ПВО. Серийное производство ракет было организовано на Киевском заводе им. Артёма.

Ракета Р-40 изготовлена из титана, который обеспечивает ей лёгкость и термоустойчивость (что немаловажно в условиях кинетического нагрева). Для повышения вероятности поражения цели ракета оснащалась двумя типами головок самонаведения: полуактивной радиолокационной и тепловой. Последняя была особенно важна, так как ракета предназначалась для поражения скоростных целей, имевших высокий тепловой контраст из-за скоростного нагрева. Обе ракеты оснащались системой автоматического управления, рулевыми электроприводами, генераторами. Силовая установка состояла из твердотопливного ракетного двигателя ПРД-134. Для защиты от нагрева на титановый корпус двигателя нанесено теплозащитное покрытие. Для управления и контроля полёта в хвостовой части устанавливались приёмные антенны и трассер, что обусловило установку сопел двигателя по бокам фюзеляжа. Боевая часть КУ-46 размещалась в хвостовом отсеке за двигателем. Для поддержания теплового режима работы оборудования в аппаратном отсеке установлена фреоновая система охлаждения, запитываемая от баллона, размещённого на пусковом устройстве. Внутренние поверхности отсека также имеют теплозащитное покрытие. Ракеты применяются с пусковых устройств АПУ-84-46.

Радиолокационная ГСН ракеты Р-40Р могла осуществлять всеракурсный захват цели с расстояния до 30 км. Поэтому наведение ракеты осуществлялось в два этапа: вначале к находящемуся на дальнем рубеже противнику ракета шла по радиокомандам, а при сближении с целью происходил её захват ГСН и дальнейшее наведение велось автономно. Подрыв БЧ осуществляет комбинированный радиооптический взрыватель "Аист-М", обеспечивающий точность подачи команды и высокую помехозащищённость.

После угона в 1976 году МиГ-25П в Японию комплекс перехвата был модернизирован. Ракеты семейства Р-40 получили ГСН большей чувствительности, пригодные для захвата маловысотных целей. Ракета Р-40ТД получила возможность атаковать цель как в переднюю, так и в заднюю полусферу. 30 июня 1979 года комплекс перехвата МиГ-25-40Д принят на вооружение. Модернизированные ракеты могут применяться и на перехватчике МиГ-31. Ракеты семейства Р-40 аналогов в мире не имеют.

Модификации:

  • Р-40Р (К-40, "изделие 46") - с радиолокационной ГСН ПАРГ-12.
  • Р-40РД (К-40Д, "изделие 46Д") - модернизированная. Отличается ГСН РГС-25. Разработана в 1976-1979 годах.
  • Р-40РД (К-40Д, "изделие 46Д") - модернизированная. Отличается ГСН РГС-25. Разработана в 1976-1979 годах.
  • Р-40РД-1 (К-40Д-1, "изделие 46Д-1") - модернизированная. Отличается радиооптическим взрывателем "Бекас", более мощной БЧ (масса увеличена до 55 кг). Разработана в 1983 году.
  • Р-40Т - с тепловой ГСН типа Т-40А1.
  • Р-40ТД - модернизированная. Отличается тепловой ГСН 35Т1. Разработана в 1976-1979 годах.
  • Р-40ТД-1 - модернизированная с тепловой БЧ. Отличается радиооптическим взрывателем "Бекас", более мощной БЧ. Разработана в 1983 году.

Технические характеристики

Габариты, мм:

диаметр фюзеляжа
длина
размах крыльев
размах рулей

300
6290
1450
714
Стартовая масса, кг 471
Масса боевой части, кг 38
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8
Разрешённая дальность пуска, км 60
Диапазон высот применения, м 50-30000

Литература

  1. Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №2. - С. 19-21.
  2. Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 263-264.
  4. Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. - Киев: "Архив-Пресс", 1995.
  5. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
  6. Ларионов А. "Гастроном" или "не под открытым небом спим" // Мир авиации. - 1998. - №3. - С. 12-47.
  7. Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
  8. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
  9. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 18-20.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100