|
|
Р-4
Ракета класса "воздух-воздух" К-80 ("изделие 36") разработана
в ОКБ "Молния" под руководством М.Р.Бисновата для комплекса перехвата Ту-28-80
в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР №608-293 от 4 июня 1958
года и №1013-482 от 28 августа 1958 года. Ракета создавалась сразу в двух
вариантах: с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. В качестве
носителя служил самолёт Ту-28. 12 декабря 1963
года вышел приказ Министра обороны №00134, изменивший название комплекса
на Ту-128С-4, самолёта - на Ту-128, ракет - на Р-4Р и Р-4Т (в зависимости
от типа ГСН). 30 апреля 1965 года комплекс принят на вооружение (приказ
МО №0040).
Ракеты К-80 (Р-4) предназначены для поражения маневрирующих целей в
широком диапазоне условий применения. Скорость сближения с целью в зависимости
от ракурса изменялась от 200 до 1600 км/ч. В качестве силовой установки
использовался ракетный двигатель на твёрдом топливе. Осколчно-фугасная
боевая часть имела радиовзрыватель и предохранительно-исполнительный механизм.
Ракета Р-4Р с полуактивной радиолокационной ГСН предназначена для атаки
из передней полусферы, Р-4Т с тепловой ГСН - для атаки из задней полусферы,
а также в условиях радиотехнических помех. Для подвески под крылом самолёта
было разработано пусковое устройство АПУ-128. На Ту-128 ракеты Р-4Т подвешивались
на внутренние пилоны, Р-4Р - на внешние.
В апреле 1968 года было подписано совместное решение МАП, МРП и ВВС
о модернизации комплекса. В 1970-1974 годах состоялись испытания модернизированного
перехватчика Ту-128М. 28 июня 1979 года на вооружение
ПВО был принят новый комплекс перехвата Ту-128С-4М в составе самолёта Ту-128М
и ракет Р-4ТМ и Р-4РМ. Модернизированные ракеты могли поражать маловысотные
цели на фоне земли.
Модификации:
-
Р-4Р - ракета с радиолокационной ГСН.
-
Р-4РМ - модернизированная с радиолокационной ГСН.
-
Р-4Т - ракета с тепловой ГСН.
-
Р-4ТМ - модернизированная с тепловой ГСН.
Технические характеристики
|
Р-4Р/Т |
Р-4РМ/ТМ |
Габариты, мм:
диаметр фюзеляжа
длина |
315
5450 |
315
5450 |
Стартовая масса, кг |
483 |
|
Масса боевой части, кг |
53,5 |
53,5 |
Суммарный импульс тяги двигателя у земли, кгс/с |
24500 |
|
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
21 |
21 |
Разрешённая дальность пуска, км |
2-25 |
2-40 |
Максимальная скорость цели, км/ч |
2000 |
3000 |
Диапазон высот применения, км |
8-21 |
8-25 |
Литература
- Гордон Е.И., Ригмант В.Г. "Скрипач", защищавший небо... // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 4-20.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 14-16.
- Ригмант В.Г. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева // Авиация и космонавтика. - 2001. - №9. - С. 20-26.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|