ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Р-3

Р-3С (К-13)

В начале 1958 года во время боевых действий против авиации Тайваня в руки китайцев попала новейшая американская управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" (её обломки были найдены на рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт китайского МиГ-17 и неразорвалась. Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения ракеты в КНР была направлена группа специалистов (31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода №134 И.И.Тороповым.

В ноябре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под руководством М.Р.Бисновата, но тот отказался, сославшись на занятость другими работами. Тогда создание ракеты, получившей обозначение К-13, было поручено КБ Завода опытного вооружения №134. Работы осуществлялись под руководством И.И.Торопова и Б.В.Журавлёва. Электронные платы оказались залиты пластиком и для извлечения деталей (их оказалось 2000 штук) пришлось привлечь якутских косторезов.

Изучения одних фрагментов ракеты AIM-9 оказалось недостаточно. Работа была завершена только после ознакомления с технической документацией "Сайдуиндера". Испытания ракеты проводились на опытных самолётах СМ-12/3Т и СМ-12/4Т. 21 октября 1959 года был выполнен первый пуск телеметрической ракеты, а 1 декабря - боевой по радиоуправляемой мишени МиГ-15.

Серийное производство началось в феврале 1960 года под обозначением Р-3С сразу на нескольких заводах. По своим габаритам ракета повторяла AIM-9, но имела балее массивную БЧ и иную конструкцию двигателя. Такими ракетами оснащались истребители МиГ-19ПГ, МиГ-21, МиГ-23, Су-20, Як-28П.

Ракета Р-3С построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным оперением. Для обеспечения устойчивости в продольном направлении крылья снабжены роллеронами. Боевая часть осколочно-фугасная. В носовой части ракеты устанавливалась пассивная тепловая ГСН типа 451К, датчик которой закрывался обтекателем из стекла или пластика, прозрачного для инфракрасного излучения. Средний отсек занимал отсек управления с пороховым аккумулятором давления, от которого питались рулевые приводы. Силовая установка состояла из твердотопливного ракетного двигателя с тягой 2500 кгс, занимавшего задний отсек ракеты. В двигателе использовалось нитроглицириновое топливо марки НМФ-2К (масса 20,5 кг). Ракета применялась с подкрыльевых пусковых устройств АПУ-3С, АПУ-13, АПУ-13М1, АПУ-13М5, АПУ-13БС, АПУ-13МТ.

Р-3С предназначена для ближнего боя. После пуска двигатель работал в течение 1,7-3,2 с, разгоняя ракету. Затем она шла к цели по инерции. Ресурса бортовой энергетики хватало на 11 с полёта (у К-13А - до 21 с). При отходе от самолёта-носителя на безопасное растояние взводился взрыватель. ГСН с чувствительным элементом на базе сернистого олова обеспечивала сопровождение цели с углом 50°, а её ориентацию в пространстве осуществлял гиростабилизатор. При сближении с целью на достаточное растояние срабатывал неконтактный оптический взрыватель и подрывалась боевая часть. При взрыве образовывалось до 1100 осколков, которые поражали цель. На случай прямого попадания в самолёт противника был предусмотрен контактный взрыватель (его пьезоэлементы располагались на кромках рулей). При промахе ракета уничтожалась самоликвидатором, срабатывавшим через 21-28 с после пуска. Ракета может поражать и наземные тепловые цели (при этом неконтактный взрыватель отключается).

В боевых условиях ракета Р-3С впервые применена во Вьетнаме в 1966 году. В 1968 году применялась арабами в войне с Израилем. В декабре 1971 года примененялась в индо-пакистанском конфликте. Снята с вооружения ВВС России в начале 90-х годов. Выпускалась по лицензии в Китае.

Модификации:

  • Р-3В - высотная (проект).
  • Р-3ВВ - упрощённой конструкции для военного времени (проект).
  • Р-3С (К-13, "изделие 310") - с инфракрасной (тепловой) ГСН.
  • Р-3С (К-13А, "изделие 310А") - модернизированная. Отличается новым пороховым аккумулятором давления.
  • Р-3П - практическая. Отличалась отсутствием БЧ и рулей.
  • Р-3Р ("изделие 320") - с полуактивной радиолокационной ГСН. Выпускалась с 1965 года. Применялась на МиГ-21.
  • Р-3У ("изделие 318") - учебная. Отличается отсутствием БЧ и оперения. Предназначена для отработки в учебных боях захвата цели ГСН и фиксации результатов атаки контрольно-записывающей аппаратурой.
  • Р-13 - с инфракрасной ГСН, охлаждаемой азотом.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

2838
127
528
Стартовая масса, кг 73,5
Масса боевой части, кг 11,3
Скорость максимальная, км/ч 1980
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

7,6
0,9
Время управляемого полёта, с 21
Диапазон скоростей носителя, км/ч 900-2200
Диапазон высот применения, м 100-20000

Литература

  1. Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 9-11, 21-23.
  4. Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19 // Авиаколлекция. - 2003. - №1. - С. 19-20.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100