Р-3
В начале 1958 года во время боевых действий против авиации
Тайваня в руки китайцев попала новейшая американская управляемая ракета
класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" (её обломки
были найдены на рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт
китайского МиГ-17 и неразорвалась. Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября
1958 года для изучения ракеты в КНР была направлена группа специалистов
(31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода
№134 И.И.Тороповым.
В ноябре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов
ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под руководством
М.Р.Бисновата, но тот отказался, сославшись на занятость другими работами.
Тогда создание ракеты, получившей обозначение К-13, было поручено КБ Завода
опытного вооружения №134. Работы осуществлялись под руководством И.И.Торопова
и Б.В.Журавлёва. Электронные платы оказались залиты пластиком и для
извлечения деталей (их оказалось 2000 штук) пришлось привлечь якутских
косторезов.
Изучения одних фрагментов ракеты AIM-9 оказалось недостаточно. Работа
была завершена только после ознакомления с технической документацией
"Сайдуиндера". Испытания ракеты проводились на опытных самолётах СМ-12/3Т
и СМ-12/4Т. 21 октября 1959 года был выполнен первый пуск телеметрической
ракеты, а 1 декабря - боевой по радиоуправляемой мишени МиГ-15.
Серийное производство началось в феврале 1960 года под обозначением
Р-3С сразу на нескольких заводах. По своим габаритам ракета повторяла
AIM-9, но имела балее массивную БЧ и иную конструкцию двигателя. Такими
ракетами оснащались истребители МиГ-19ПГ,
МиГ-21, МиГ-23,
Су-20, Як-28П.
Ракета Р-3С построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным
оперением. Для обеспечения устойчивости в продольном направлении крылья
снабжены роллеронами. Боевая часть осколочно-фугасная. В носовой части
ракеты устанавливалась пассивная тепловая ГСН типа 451К, датчик которой
закрывался обтекателем из стекла или пластика, прозрачного для инфракрасного
излучения. Средний отсек занимал отсек управления с пороховым аккумулятором
давления, от которого питались рулевые приводы. Силовая установка состояла
из твердотопливного ракетного двигателя с тягой 2500 кгс, занимавшего задний
отсек ракеты. В двигателе использовалось нитроглицириновое топливо марки
НМФ-2К (масса 20,5 кг). Ракета применялась с подкрыльевых пусковых устройств
АПУ-3С, АПУ-13, АПУ-13М1, АПУ-13М5, АПУ-13БС, АПУ-13МТ.
Р-3С предназначена для ближнего боя. После пуска двигатель работал в
течение 1,7-3,2 с, разгоняя ракету. Затем она шла к цели по инерции.
Ресурса бортовой энергетики хватало на 11 с полёта (у К-13А - до 21 с).
При отходе от самолёта-носителя на безопасное растояние взводился взрыватель.
ГСН с чувствительным элементом на базе сернистого олова обеспечивала
сопровождение цели с углом 50°, а её ориентацию в пространстве осуществлял
гиростабилизатор. При сближении с целью на достаточное растояние срабатывал
неконтактный оптический взрыватель и подрывалась боевая часть. При взрыве
образовывалось до 1100 осколков, которые поражали цель. На случай прямого
попадания в самолёт противника был предусмотрен контактный взрыватель
(его пьезоэлементы располагались на кромках рулей). При промахе ракета
уничтожалась самоликвидатором, срабатывавшим через 21-28 с после пуска.
Ракета может поражать и наземные тепловые цели (при этом неконтактный
взрыватель отключается).
В боевых условиях ракета Р-3С впервые применена во Вьетнаме в 1966
году. В 1968 году применялась арабами в войне с Израилем. В декабре 1971
года примененялась в индо-пакистанском конфликте. Снята с вооружения ВВС
России в начале 90-х годов. Выпускалась по лицензии в Китае.
Модификации:
-
Р-3В - высотная (проект).
-
Р-3ВВ - упрощённой конструкции для военного времени (проект).
-
Р-3С (К-13, "изделие 310") - с инфракрасной (тепловой) ГСН.
-
Р-3С (К-13А, "изделие 310А") - модернизированная. Отличается новым
пороховым аккумулятором давления.
-
Р-3П - практическая. Отличалась отсутствием БЧ и рулей.
-
Р-3Р ("изделие 320") - с полуактивной радиолокационной ГСН. Выпускалась
с 1965 года. Применялась на МиГ-21.
-
Р-3У ("изделие 318") - учебная. Отличается отсутствием БЧ и оперения.
Предназначена для отработки в учебных боях захвата цели ГСН и фиксации
результатов атаки контрольно-записывающей аппаратурой.
-
Р-13 - с инфракрасной ГСН, охлаждаемой азотом.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
2838
127
528 |
Стартовая масса, кг |
73,5 |
Масса боевой части, кг |
11,3 |
Скорость максимальная, км/ч |
1980 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
7,6
0,9 |
Время управляемого полёта, с |
21 |
Диапазон скоростей носителя, км/ч |
900-2200 |
Диапазон высот применения, м |
100-20000 |
Литература
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 9-11, 21-23.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19 // Авиаколлекция. - 2003. - №1. - С. 19-20.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника