Р-27
С началом разработки в 1974 году истребителей 4 поколения
МиГ-29 и Су-27 ГосМКБ "Вымпел"
и ПКПК было выдано задание разработать для них аванпроекты ракет "воздух-воздух"
К-27. По результатам конкурса победителем стал проект "Вымпела", которому и
была поручена дальнейшая разработка.
Проектирование велось под руководством П.П.Дементьева и В.Т.Корсакова.
Первоначально предполагалось создать две унифицированные ракеты: К-27А для
МиГ-29 и К-27Б для Су-27, отличающиеся силовыми установками и дальностью
пуска. На каждой модификации ракеты предусматривалось применение тепловой
и радиолокационной головок самонаведения. При этом и двигатели, и ГСН должны
были быть взаимозаменяемыми, т.е. ракеты создавались по модульному принципу.
Впервые в отечественной практике было решено отказаться от элеронов и осуществить
управление по всем каналам дифференциальным отклонением рулей. Для этого
были применены рули уникальной формы - "бабочка" (с отрицательным сужением).
Принципиально новые технические решения были применены и при разработке
бортовой аппаратуры. Для радиолокационной ГСН специалисты НИИП выбрали
комбинированную схему функционирования: на основном участке полёта управление
осуществлятся по радиоканалу с носителя, а на удалении 25 км от цели ГСН
захватывает её на автосопровождение и переходит в режим самонаведения. В
результате удалось в 2-2,5 раза увеличить дальность пуска. Впервые в ГСН
применена антенная система с трёхосной стабилизацией. Аналоговое и цифровое
вычислительные устройства обеспечивают реализайию адаптивной логики при
воздействии естественных и организованных помех.
В работе над ракетой участвовали специалисты ЦАГИ и НИИ-2. Было рассмотрено
несколько вариантов компоновки. В 1977 году, после появления первых прототипов
носителей, начались лётные испытания ракеты. Отработка РЛС "Рубин" и ГСН
велась на летающей лаборатории Ту-124ЛЛ. Первые пуски К-27 были выполнены
в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. В 1980 году
с него же выполнялись первые пуски по мишеням (парашютным и Ла-17).
Дальнейшие испытания проводились с использованием МиГ-29 и продолжались
до сентября 1984 года. Серийное производство Р-27 ("изделие 470") организовано
в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение (в вариантах Р-27ЭР
и Р-27ЭТ). В 1991 году группа разработчиков ракеты удостоена Государственной
премии.
Ракеты семейства Р-27 предназначены для перехвата и уничтожения самолётов
и вертолётов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет
в воздушном бою на средних и больших дистанциях, при автономных и групповых
действиях самолётов-носителей, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях,
с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном,
огневом и маневренном противодействии противника.
Ракеты семейства Р-27 выполнены по аэродинамической схеме "утка".
Конструкция модульная: ракеты имеют одинаковые боевые части, блоки управления
и энергопитания, несущие поверхности и рули. Различаются силовыми установками
и головками самонаведения. Крылья малого удлинения трапецевидные в плане.
Рули имеют сужающуюся к основанию форму (хорда в корне в 2 раза меньше,
чем у законцовок), что обусловлено спецификой сверхзвуковой интерференции
корпуса и подвижных рулей большой площади. Рули расположены вблизи аэродинамического
фокуса ракеты, что обеспечивает непосредственное управление подъёмной силой
и делает возможным перехват маневрирующих целей по оптимальным траекториям.
Приводы рулей гидравлические с питанием от гидронасоса (впервые на отечественных
ракетах такого класса). В носовой части корпуса ракеты располагается ГСН. В
отсеке за ней расположены радиовзрыватель и автопилот. В третьем отсеке находится
энергоприводной блок (турбогенератор, привод гидронасоса и рулевые машины).
Четвёртый блок содержит боевую часть (осколочно-фугасную или стержневую). В
пятом отсеке располагается силовая установка, состоящая из твердотопливного
ракетного двигателя с титановым корпусом. Двигатели устанавливаются двух
типов: однорежимный (диаметр 230 мм, длина 1500 мм) и двухрежимный (на Р-27Э,
диаметр 260 мм, длина 2200 мм). Стыковка отсеков осуществляется при помощи
запирающих устройств эксцентрикового типа. В войска ракеты поступают в собраном
виде (но с отстыкованными рулями и крыльями). Ракеты применяются с рельсовых
пусковых установок АПУ-470 или катапультных АКУ-470 (только модификайий с
радиолокационной ГСН).
В систему управления ракет помимо ГСН входит инерциальная навигационная
система с радиокоррекцией. Целеуказание может осуществляться от бортовых
радиолокационных, теплопеленгационных или оптико-электронных прицелов самолёта-носителя,
от нашлемной системы лётчика. Возможен пуск ракеты в сторону самолёта противника
с последующим автономным захватом в полёте. Всеракурсные ракеты Р-27 атакуют
цель при любом их начальном положении в поле углов целеуказания ±50° для
радиолокационной ГСН и ±55° для тепловой. Перегрузка носителя в момент
пуска может достигать 5 единиц. Ракеты Р-27 перехватывают воздушные цели,
летящие со скоростями до 3500 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 27 км.
Максимальное превышение (принижение) цели относительно носителя может достигать
10 км. Совместное применение в боекомплекте самолета ракет Р-27 с различными
головками самонаведения повышает помехозащищенность и эффективность системы
вооружения авиационных комплексов в целом.
Аналогом Р-27 является американская ракета AIM-7F "Сперроу". Ракеты
семейства Р-27 отличаются большей дальностью пуска. Кроме того, у американской
ракеты отсутствует вариант с тепловой ГСН.
Модификации:
-
Р-27П - с пассивной радиолокационной ГСН. Предназначена для поражения самолётов
ДРЛО.
-
Р-27Р (К-27Р) - с инерциально-полуактивной радиолокационной ГСН 9Б-1101К.
-
Р-27Т (К-27Т) - с тепловой ГСН.
-
Р-27ЭА - с многофункциональной моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной
ГСН.
-
Р-27ЭМ - с инециальной ГСН. Может применяться против крылатых ракет "Томагавк"
и противокорабельных типа "Гарпун" на минимальной высоте 3 м над поверхностью
воды. Предназначена для оснащения Су-33.
-
Р-27ЭР - вариант Р-27Р с увеличенной дальностью пуска. Отличается увеличенными
размерами и массой. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М,
МиГ-29С, Су-27, Су-33,
Як-141.
-
Р-27ЭТ - вариант Р-27Т с увеличенной дальностью пуска. Отличается увеличенными
размерами и массой. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33,
Як-141.
-
Р-27Р-1, Р-27Т-1, Р-27ЭР-1, Р-27ЭТ-1 - экспортные.
Технические характеристики
|
Р-27АЭ |
Р-27Р |
Р-27Т |
Р-27ЭР |
Р-27ЭТ |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
4780
260
970 |
4080
230
970 |
3795
230
970 |
4780
260
970 |
4490
260
970 |
Стартовая масса, кг |
350 |
253 |
246 |
355 |
347 |
Масса боевой части, кг |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
Максимальное число М |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
70
0,5 |
41
0,5 |
32
0,5 |
66
0,5 |
53
0,5 |
Перегрузка поражаемых целей |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Вероятность поражения цели |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Литература
- Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №10. - С. 2-4.
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 259-260.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 10-11.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 38-42.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 385-391.
информация eu immigration service отзывы на сайте.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника