Вильга-35
Спортивный самолёт PZL-104 разработан в КБ завода PZL
(Польша). При проектировании большое внимание уделялось прочности и
простоте конструкции. Для удобства пилотирования пилот и штурман
размещены в кабине рядом друг с другом. Для улучшения обзора земли
применена схема высокоплана. Мощная механизация крыла способствовала
улучшению взлётно-посадочных характеристик. Чтобы обеспечить проходимость
по размытым аэродромам и эксплуатацию с неподготовленных площадок
подвеска колёс шасси выполнена рычажной. Первый полёт прототипа состоялся
в 1962 году.
PZL-104 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое
однолонжеронное. В сочетании с обшивкой носка лонжерон образует мощный
кессон, воспринимающий все виды аэродинамических нагрузок. Механизация
крыла состоит из щелевого закрылка, зависающего элерона и фиксированного
предкрылка. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. Силовая
установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного
охлаждения АИ-14РА с двухлопастным винтом изменяемого
шага УС-122000. Запас топлива размещён крыльевых топливных баках (в корневой
части крыла). Кабина закрытая, четырёхместная, с двойным управлением,
имеет большую площадь остекления. Доступ в кабину осуществляется через
2 большие двери, открывающиеся вверх. В состав оборудования входят
радиокомпас, УКВ-радиостанция, полный комплект пилотажно-навигационных
приборов. Самолёты для СССР комплектовались сцепным устройством для
буксировки планёров.
Самолёт предназначен для первоначального обучения и тренировок пилотов,
полётов по маршруту с подбором площадок, буксировки планёров, перевозки
пассажиров и выполнения парашютных прыжков.
Поставки самолёта в СССР начались в 1973 году. Им оснащались аэроклубы
ДОСААФ (позже РОСТО). Он применялся в соревнованиях по воздушному ориентированию.
В чемпионате мира 1983 года польские спортсмены, выступавшие на самолётах
"Вильга-35А", завоевали первое место.
PZL-104 поставлялся на экспорт в 20 стран мира, в том числе Великобританию,
Канаду, США.
Модификации самолёта:
-
"Вильга-32".
-
"Вильга-35" - с двигателем АИ-14РА.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
АИ-14РА |
Взлётная мощность, л.с. |
260 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,1
8,1
3,0 |
Площадь крыла, м2 |
15,5 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
900
1300 |
Запас топлива, л |
190 |
Скорость, км/ч
максимальная
сваливания
отрыва
посадочная |
210
68
90
100 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
5 |
Практический потолок, м |
4000 |
Дальность полёта максимальная, км |
680 |
Длина разбега, м
пробега, м |
80
95 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Кондратьев В.П. Вильга-35 // Крылья Родины. - 1986. - №1. - С. 34-35.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника