 |
|
МиГ-29СМТ
Разработка модернизированного истребителя МиГ-29СМТ ("изделие
9-17") началась в АНПК "МиГ" в начале 1997 года под
руководством В.В.Новикова (в 1999 году его сменил А.Б.Слободский).
Опытно-конструкторские работы проводились совместно с АО "Русская авионика".
Идея модернизации заключалась в придании самолёту принципиально новых боевых
качеств и значительного увеличения боевого радиуса действия при минимальных
затратах. Информационно-управляющее поле кабины лётчика предполагалось построить
на основе многофункциональных цветных ЖК дисплеев и многофункциональных пультов
управления. Разработана модернизированная БРЛС Н019МП, имеющая режим
картографирования местности. В состав навигационого комплекса включён приёмник
аппаратуры спутниковой навигации. Запас топлива увеличен за счёт двух новых
топливных баков: накладного за кабиной и фюзеляжного в доработанной хвостовой
части.
В августе 1997 года началось изготовление первого прототипа (переоборудован
из МиГ-29 "9-12" выпуска 1982 года). Первый полёт
прототипа состоялся 29 ноября 1997 года (лётчик-испытатель М.Р.Алыков). Вскоре
к нему добавились ещё 2 прототипа, переоборудованных из МиГ-29С. На одном из
них было установлено новое приборное оборудование кабины с ЖК дисплеями. Он
использовался для отработки БРЛС Н019МП. На другом прототипе отрабатывалась
топливкая система с накладными баками. В начале 1998 года первый прототип был
доработан и его обводы фюзеляжа стали соответствовать конфигурации СМТ. В таком
виде он вновь поднялся в небо 22 апреля 1998 года (лётчик-испытатель В.М.Горбунов).
Лётные испытания продолжались до июня 1999 года. В августе 1998 года впервые
поднялся в воздух двухместный вариант - МиГ-29УБТ ("изделие 9-52"). В начале
1999 года по стандарту МиГ-29СМТ был переоборудован первый строевой самолёт из
состава ВВС России.
МиГ-29СМТ построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением
низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются
композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с развитыми
корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных
отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с
цельноповоротным стабилизатором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой
стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33
третьей серии, установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены
расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива
размещён в 7 фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500
л под фюзеляжем и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Перед кабиной слева может
устанавливаться демонтируемый топливоприёмник системы дозаправки в воздухе.
Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и оснащена катапультным креслом К-26ДМ
(МиГ-29УБТ - двумя). Вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301
с боекомплектом 150 снарядов, 2 ракет Р-27Э, до 4 Р-27,
до 6 ракет ближнего боя Р-77, до 4 ракет типа "воздух-поверхность"
Х-29Т с телевизионной ГСН или Х-29Л с лазерной ГСН,
противолокационных ракет Х-31, до 4 корректируемых
бомб КАБ-500Кр или КАБ-500Л.
Предполагается переоборудование в вариант МиГ-29СМТ-1 180 истребителей
типа "9-13". 20 самолётов приобрёл Йемен. Ведутся переговоры с Индией о
модернизации принадлежащих ей МиГ-29.
Модификации самолёта:
-
МиГ-29СМТ (МиГ-29СМТ-1, "изделие 9-17") - многоцелевой фронтовой истребитель.
Первый полёт 29 ноября 1997 года.
-
МиГ-29СМТ-2 - доработанный. Отличается бортовой РЛС "Жук-М", топливными
баками в наплывах крыла.
-
МиГ-29УБТ ("изделие 9-52") - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной.
Первый полёт в августе 1998 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
РД-33 |
Взлётная тяга, кгс:
на форсаже
максимальная бесфорсажная |
2x8340
2x5040 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,36
17,32
4,73 |
Площадь крыла, м2 |
38,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
11200
15600
19700 |
Запас топлива, л:
без ПТБ
с ПТБ |
6180
9980 |
Боевая нагрузка, кг |
4000 |
Максимальное число М |
2,3 |
Максимальная скорость, км/ч
у земли
на высоте |
1500
2450 |
Скороподъёмность, м/с |
330 |
Дальность полёта, км:
на малой высоте без ПТБ
на большой высоте с ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ
на большой высоте с 3 ПТБ |
700
1500
2100
2900 |
Практический потолок, м |
18000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
9 |
Длина разбега без форсажа, м
разбега с форсажом, м
пробега, м |
600-700
260
660-870 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 88-98.
- Васильев Н. Дальность, интеллект, эффективность: О самолёте Ми-29СМТ // Крылья Родины. - 1998. - №7. - С. 28.
- Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1998.
- Ильин В.Е. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звёзды четвёртого поколения. - М.: АСТ. "Астрель", 2002. - С. 18-24, 38-51.
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 60-76.
- Модернизация истребителя МиГ-29 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 17-18.
- Мороз С.Г. "Девятка" на 4+ // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 38-49.
- Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.
- Смоляров А. Самолёты МиГ - взгляд с Запада // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 66-69.
- Совенко В.Ю., Зенкин В.Н. А теперь - "горбатый"! // Авиация и Время. - 1998. - №4. - С. 28-32.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|