|
|
МиГ-АТ
Разработка учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ для замены
L-39 началась в объединении МАПО
"МиГ" в 1990 году под руководством главного конструктора А.А.Белосвета
(позже его сменил Ю.Ф.Сушков). На стадии эскизного проектирования было
рассмотрено несколько вариантов компановки, различающихся крылом, составом
оборудования и интерьером кабины. Основной задачей при проектировании было
создание динамического подобия самолётам-истребителям четвёртого поколения
(МиГ-29, Су-27). В качестве
силовой установки первоначально предполагалось использовать 2 двигателя
DV-2.
Самолёт принял участие в конкурсев проектов перспективных учебно-тренировочных
самолётов для ВВС. Его конкурентами выступили проекты М-200, Як-130
и С-54. В мае 1992 года в финал конкурса вышли МиГ-АТ
и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке ВВС. Но недостаток
государственного финансирования вынудил искать партнёров за рубежом. Была
сделана попытка привлечь к разработке южнокорейскую фирмы "Дэу". Но в ноябре
1992 года была заключено соглашение о сотрудничестве с Францией. Конструкция
планёрам была доработана. На эксполртных модификациях было решено применить
французские двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Секстант Авионикс".
В 1995 году началось освоение серийного производства на МАПО. В июне того
же года прототип "821" экспонировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.
16 марта 1996 года лётчик-испытатель Р.П.Таскаев впервые поднял его в небо.
В ноябре 1997 года начались испытания прототипа "823", оснащённого отечественным
оборудованием. С 1998 года разработкой МиГ-АТ руководит В.Ф.Штыкало. Серийное
производство началось в 2003 году на заводе РСК "МиГ" в Луховицах.
Самолёт МиГ-АТ выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным крылом.
Конструкция планёра выполнена из алюминевых сплавов и композиционных материалов.
Широко использованы трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением.
Фюзеляж выполнен по балочной схеме и представляет собой цельнометаллический
стрингерный полумонокок. В районе двигательных отсеков применены титановые
сплавы. Крыло неразъёмное, кессонной конструкции с топливным баком в кессоне,
в плане представляет двойную трапецию. Наплыв в корневой части крыла обеспечивает
полёт с большими углами атаки. Рули и оперение выполнены из углепластика.
Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой управляемой стойкой. Силовая
установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей "Ларзак"
04R20 французского производства (совместна разработка фирм СНЕКМА и "Турбомекка")
или отечественных РД-1700, установленных в мотогондолах выше крыла. Кабина
двухместная, закрыта общим фонарём и оснащена катапультными креслами К-93.
Система управления самолётом электрическая, цифровая, дистанционная, с
четырёхкратным резервированием. Самолёт имеет противопожарную и антиоблединительную
системы. В состав оборудования входит бортовая ЭВМ и система спутниковой
навигации.
Модификации самолёта:
-
МиГ-АС - одноместный тактический истребитель.
-
МиГ-АТ - базовый учебно-тренировочный самолёт. Оснащается авионикой и БРЭО
французской фирмы "Секстан".
-
МиГ-УТС - учебно-боевой. Оснащается авионикой
и БРЭО отечественного производства.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
"Ларзак" 04R20 |
Взлётная тяга, кгс |
2х1440 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
10,16
12,01
4,62 |
Площадь крыла, м2 |
17,67 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
4610
5690 |
Запас топлива, кг |
1680 |
Тяговооружённость на взлёте |
0,62 |
Скорость, км/ч:
взлётная
максимальная у земли
максимальная на высоте 2500 м
посадочная |
180-220
850
1000
175 |
Максимальное число М |
0,85 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
66 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
положительная
отрицательная |
8
3 |
Практический потолок, м |
15500 |
Дальность полёта, км
при нормальном взлётной массе
перегоночная |
1200
2600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
310-540
540-570 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. - 1998. - №5-6. - С. 50-57.
- Белосвет А., Полушкин Ю. МиГ-АТ/УТС // Самолёты мира. - 1996. - №1. - С. 2-4.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 105-109.
- МиГ-АТ в полёте // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
- Сойко Н. "Учебная парта" третьего тысячелетия // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 6-9.
- Учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолёт МиГ-АТ // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 29.
- Юргенсон А. Конкурс продолжается // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 35-36.
- Якубович Н.В. МиГ-УТС - школьная парта // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 2-3.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|